Санникова С.С. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната
Библиографическое описание:
Санникова С.С. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную работу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социально-нравственного здоровья воспитанников, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Общеизвестно, что школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, слепым и слабовидящим, трудно учиться, усваивать знания. И мы, воспитатели, должны помочь им справиться с этими трудностями. Включить в свою работу технологии ценностного отношения обучающихся к здоровому образу жизни с целью сохранения здоровья, выработки навыков правильного режима дня, гигиенических навыки, профилактики заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучения особенностей своего организма, адаптации себя в социуме.
Здоровье должно быть не самоцелью, а средством для хорошего, радостного самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей. Если человек осознаёт, что самое ценное – жизнь и здоровье, то сможет найти пути оздоровления.
Что такое здоровье?
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Физическое здоровье - это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.
Психическое здоровье - это состояние психики, характеризующее общим душевным равновесием.
Социальное здоровье - это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Здоровое питание.
О своей работе по этим направлениям я и расскажу.
В нашей школе-интернате ежегодно проводятся «Дни здоровья», воспитательные часы, беседы, диспуты, круглые столы в рамках здоровьесбережения.
В своей работе я запланировала участие в таких мероприятиях как:
- День здоровья «Кто любит спорт, тот здоров и бодр», «Играй и побеждай», конкурсно-игровая программа «Солдатушки, бравы ребятушки», спортивные соревнования, посвященные Дню защитника Отечества (настольный теннис, шашки), «Самый, самый…», «Здоровому все здорово», «За честь школы».
А также регулярное проведение спортивных часов, прогулок и спортивных игр на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия, регулярное проведение утренней зарядки.
Воспитательские занятия, посвященные пропаганде ЗОЖ: беседа на тему: «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу».
Сан.просветительная работа - выпуск сан. бюллетеней совместно с воспитанниками на темы: - «Вакцинация и иммунизация», «Болезни цивилизации».
Тематическая беседа «Несколько шагов к здоровью» (что необходимо знать о новой короновирусной инфекции).
Информационный час здоровья «ЗОЖ: система поведения человека разумного» (к Всемирному Дню здоровья).
Регулярно провожу инструктаж по технике безопасности при выходе на прогулку, уборке территории, глажке одежды. Во время экскурсий в природу.
Слежу за внешним видом детей, за чистотой одежды и обуви, порядком в спальнях (тумбочки с гигиеническими принадлежностями, шкафы с одеждой).
Регулярное проводим бани, влажную уборку спален, проветривание спален и классов.
Мероприятия по предотвращению травматизма, защите от терактов, пожарной безопасности: регулярно в группе провожу беседы, воспитательные занятия о безопасном поведении на улицах города, на природе, в бытовых условиях, о безопасности собственной жизнедеятельности и т.д.
Постоянно провожу разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в ЧС. Совместно с ребятами принимаем участие в неделе безопасности «Безопасность шаг за шагом», в Дне солидарности в борьбе с терроризмом «Терроризму скажем - Нет!», ежегодно провожу урок по ПБ «Огонь - опасная игра», занятия «Культура поведения на дороге», «Соблюдая ПДД - не окажешься в беде!», «Осторожность на первом месте» (предупреждение детского травматизма во время каникул).
Принимаю участие в родительских собраниях по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Принимаем участие во встречах с работниками правоохранительных органов:
- работниками ГИБДД;
- работниками ОВД.
Работу с детьми, входящих в «группу риска» провожу в тесном контакте с родителями и работниками ОВД, осуществляются индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, посещение на дому.
Очень важной частью работы в выбранном направлении являются мероприятия по профилактике вредных привычек: «Об ответственности родителей за курение табака и употребления алкоголя их детьми», проводится ежегодное анкетирование обучающихся об их отношении к вредным привычкам «Поговорим откровенно», всемирный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом «Молодость. Здоровье. Жизнь», принимаем участие в общешкольных мероприятиях: Всемирный день отказа от курения «Мы за ЗОЖ».
Помимо участия в мероприятиях очень важен режим дня воспитанников в интернате. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья и культуре самоорганизации.
Отдельное внимание в интернате отводится гигиене - все воспитанники по утрам и вечерам обязательно чистят зубы, перед едой моют руки, перед сном принимают водные процедуры, стирают свои личные вещи. Помещения, в которых занимаются и живут дети, проветриваются и имеют оптимальную температуру, проводится дважды ежедневная влажная уборка. А так же регулярно проводятся акция «Твой внешний вид-лицо нашей школы», операция «Чистые руки».
Ежедневно проводим прогулки – одну из форм организации активного отдыха, для восстановления работоспособности воспитанников, а также на них слепые и слабовидящие дети расширяют кругозор, развивают познавательные интересы, развивают коммуникативные способности. Ходим с ребятами на экскурсии.
Во время прогулки провожу экскурсии. При проведении природоведческих экскурсий знакомлю с многообразием окружающей природы, преобразующей ролью человека, взаимодействие его с природой.
Воспитанники испытывают естественную потребность в играх, как на свежем воздухе, так и в помещении. Игры по-своему характеру в достаточной мере способны совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках и др. двигательных действий. Спортивные часы, занятия в кружках, спортивных секциях (все ребята группы посещают спортивную секцию, ходят на кружок «Настольный теннис») способствуют укреплению здоровья, развития выносливости, координации движения и т.д.
Правильное здоровое питание – одна из главных составляющих хорошего самочувствия школьника, его успешной учебы в школе. В нашей школе строго соблюдается режим питания, ребята получают сбалансированное питание. Задача воспитателя осуществлять контроль за правильным питанием подростка, употреблением всех блюд, а не только тех, которые им больше нравятся. Вести разъяснительную работу в этом направлении.
Физический труд детей, способствует переключению учащихся с умственного труда на деятельность с преобладанием физической нагрузки (это и уборка территории, работа на пришкольном участке, сбор семян, уборка листвы и др.). Подобный переход положительно отражается на самочувствии и настроении детей. Коллективный труд благотворно влияет на формирование нравственного и трудового опыта у детей.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения наступления утомляемости и снятия у них мышечного напряжения провожу физкультминутки.
В состав упражнений для физкультминуток включаю: упражнения по формированию осанки; укрепления зрения, мышц рук; отдых позвоночника; упражнения для ног; потягивание; самомассаж, релаксацию; упражнения на выработку рационального дыхания.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем. Стараюсь создать для нормального психологического развития детей прежде всего спокойную и доброжелательную обстановку в группе и доверительное сотрудничество с родителями своих воспитанников. Внимательно отношусь к эмоциональным потребностям своих воспитанников, доброжелательно осуществляю необходимые наблюдения за воспитанниками, если необходимо обращаюсь к школьному психологу для проведения необходимых обследований, занятий.
Все воспитанники группы посещают консультационные занятия с психологом. Благодаря совместной работе к среднему уровню – адаптивному – можно отнести большую часть детей - детей в целом, адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность. В этом направлении еще надо продолжать работать.
Стараюсь творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. В моей практике, перед началом выполнения детьми самоподготовки, использую тренинг-настрой: «Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам поработать дружно, открыть для себя что-то новое». Положительный результат в настроении, мотивации, поведении детей является итогом данной работы.
Во время подготовки домашнего задания постоянно чередую выполнение устных и письменных заданий. При первых же признаках проявления усталости учащихся провожу смену деятельности – физкультминутки, упражнения на внимание, таким образом, давая детям возможность восстановиться и продолжить выполнение домашнего задания на достаточно высоком уровне. Благодаря этому повышается качество знаний ребят.
В своей работе с воспитанниками применяю различные виды релаксации.
Цель релаксации - снять умственное напряжение, расслабиться, дать детям отдых, вызвать положительные эмоции.
Релаксивные упражнения на дыхание, релаксационные тренинги – упражнения на саморегуляцию.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства, эмоции воспитанников является музыка, песни. Поэтому мы подпеваем, слушаем музыку. Музыка дает возможность расслабиться, отдохнуть, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность.
Не мало важным учитывать в настоящее время и социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.
Проблема формирования социального здоровья воспитанников осуществляется через участие в общешкольных и групповых мероприятиях направленных на раскрытие ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиции добра и зла, способствовать накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Такие как: День воспитателя «Воспитатель - человек, в руках которого растет душа», час отдыха: «Наша дружба начинается с улыбки» (всемирный день улыбки), праздничный концерт «Учитель! Он, как свет в пути…», Международный день толерантности «Будем терпимее друг к другу», Международный день белой трости «И блики жизни с жадностью ловлю…» и многие другие.
А также воспитательные занятия: «Волонтер – это профессия или призвание?», «Золотое правило нравственности», «Дети войны: помним и гордимся!», «Глобальные проблемы человечества», «Честь и достоинство» дискуссия, и многие другие.
Анализируя всё выше сказанное, хочу отметить заинтересованность большей части подростков в применении знаний о сохранении здоровья, снижение заболеваемости.