Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Плеханова В.С. «Использование методов арт-терапии в работе учителя - логопеда и дефектолога с детьми с ДЦП»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а для специалистов проблема поиска новых методов и технологий для эффективной работы с данной категорией детей. Работая в коррекционной группе для детей с ДЦП, хочу отметить, что контингент посещающих группу разнообразен по физическому и умственному развитию, есть дети с тяжёлыми формами двигательной патологией, есть с более лёгкими, тем не менее, помимо нарушений ОДА, у детей имеются вторичные нарушения это речевые нарушения, ЗПР, дети с интеллектуальными нарушениями различной степени, с нарушением зрения.  Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности.
Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдаются более стойкие изменения настроения. Дети стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.
 Для таких детей также характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития: ограничение или невозможность произвольных движений,  что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед в стороны, согнуть или разогнуть ногу; нарушения мышечного тонуса, появление насильственных движений, что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными, нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. Естественно, всё это оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций.
Поэтому в проведении успешной коррекционно-развивающей работы с детьми огромная роль принадлежит использованию в работе новых методов, приёмов и технологий.
Хочу поделиться опытом использования нетрадиционного развивающего дидактического пособия в работе с детьми с ДЦП, это пособие - прозрачный мольберт.
Это пособие безопасно и может пополнить предметно-пространственную среду кабинета как учителя - дефектолога, логопеда, так и педагога-психолога. Это многофункциональное пособие, где каждый педагог при работе с детьми может решать разные задачи. У нас данное пособие используется и дефектологом, и логопедами и воспитателями.

Новизна использования прозрачного мольберта заключается в следующем:

•   Работа с мольбертом способствует поддержанию интереса к занятиям, стимулирует познавательную активность ребенка, вызывает у него положительные эмоции, разнообразят и делает более интересными многократные повторения упражнений.
•   Детей захватывает сам процесс рисования. Прозрачное стекло позволяет детям видеть друг друга, что вызывает интерес к занятию с мольбертом.
•   При работе на вертикальной плоскости мольберта, идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки;
•   Работая стоя меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения, то есть идет использование здоровьесберегающих технологий.
Пособие многофункционально: используется в разных видах детской деятельности, для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Пособие «Прозрачный мольберт» позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:
•   обогащение сенсорного опыта и развитие психических функций ребенка (внимания, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики);
•   развитие зрительно-моторной координации;
•   ориентировка на вертикальной поверхности;
•   развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;
•   развитие речи и коммуникативных навыков;
•   развитие координации крупных движений и мелкой моторики.
 Данное пособие успешно используется на подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений с использованием данного пособия.

Для развития зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве, закрепление знаний цвета, формы, величины предметов провожу такие упражнения, как «Разбуди тучку, «Снегопад», «Воздушные шар, где ребенок, подражая действиям педагога, пальчиком наносит на стекло точки, линии, штрихи.  
Упражнение «Солнышко лучистое» Дети работают в паре. На прозрачном мольберте картинка солнышка без лучей и предлагает превратить его в теплое солнышко, подрисовав лучи. Два ребёнка стоят, друг напротив друга, подрисовывают поочередно пальчиками лучи к солнышку. Другим детям было предложено чередовать в рисовании длину лучей: один рисует длинные лучи. Другой короткие.

Рисунок 1 Упражнение «Солнышко лучистое»







                                                  





Упражнение «Вершки - корешки» На поверхности стекла располагаются силуэтные изображения овощей. Ребенку предлагается отыскать правильный силуэт и выделить его, закрасив нужным цветом или заштриховать.
Стоит отметить, что большинство детей с ДЦП, очень поздно овладевают графомоторными навыками, многие даже не могут держать карандаш. Из-за спастичности мышц детям трудно проводить линии на листе бумаги, порой пытаясь провести элементарные графические движения листы бумаги просто рвутся. И именно здесь на помощь и приход данное пособие, так как на нем можно рисовать пальцами используя гуашь.





Рисунок 2 Упражнение «Вершки и корешки»












При формировании элементарных математических представлений провожу упражнения «Соедини число и количество», «Выше-ниже», «Длиннее-короче» «Геометрический диктант». «Продолжи ряд» , «Соедини по точкам»                         

Рисунок 3 Упражнение «Соедини по точкам»











Рисунок 4 Упражнение «Продолжи ряд»









На занятиях по ознакомлению с окружающим миром (дорисуй, чего не хватает, рисование ладошками, обводка трафаретов, кто, что есть, штриховка )
     Рисунок 5 Упражнение «Дорисуй, чего не хватает»










Формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).
Задача: учить правильно согласовывать числительное с существительным.
Ход работы: ребёнку предлагается соединить цифру с картинкой, на которой изображено соответствующее количество предметов, проговорить: одна слива, две сливы, три сливы…
Упражнение «Догони ладошку»
Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).
Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т.д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.
Конечно мольберт может заменить элементарный лист бумаги или магнитная доска, но однотипные задания быстро детям надоедают – это во первых, для детей, с которыми работаю я - стеклянный мольберт-хороший вариант для развития графомоторных навыков, когда ребёнок учится штриховать, обводить пальцем. Здесь рука находится в свободном состоянии, не идёт такое нарастание мышечного тонуса. И хочется отметить, что данное пособие хорошо зарекомендовало себя в работе с детьми с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Мы все знаем, что это своеобразная категория детей и очень трудно подобрать методы и приёмы, которые заинтересуют ребёнка.
По результатам коррекционно-развивающей работы с использованием «прозрачного мольберта», отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

Библиографический список

                                      
1.    Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М.: 1977. -287 с.
2.    Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. СПб: 2002. - 256 с. 
3.    Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001.  296 с.



                                       
2022