Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Интеллект-карты или ментальные карты (mind maps) это не ноу-хау, а забытое старое – «новое», аналитический инструмент, разработанный известным британским психологом Тони Бьюзеном, в 1974 году.
Сегодня при большом объеме информации, которую необходимо запомнить, осознать подростку, ему не хватает времени, чтобы справиться с нахлынувшим потоком знаний. Ученик не всегда может понять, что на занятии требуется от него, о чем говорится в конкретном понятии, определении и соответственно возникают проблемы с усвоением. Существуют различные методы, которые помогают запомнить не очень-то и простые учебные понятия, связи между явлениями и процессами. Одна из таких методик - создание интеллект карт. Ментальные карты помогают не только запоминать информацию, но и способствуют развитию творческого потенциала ученика, повышают скорость мыслительных процессов, а также являются отличным инструментом для планирования, ведь для их составления необходимо подобрать ключевые слова, цвета, образы.
Как создать интеллект-карту? Рассмотрим, в качестве примера, создание интеллект-карты по информатике по теме «Информация и ее свойства» 7 класс.
Приготовьте цветные карандаши (фломастеры), лист формата А4, богатое воображение и тему для исследования. Возьмите лист бумаги (ориентация альбомная), в середине печатными буквами напишите разными цветами понятие, которое собираетесь рассмотреть (информация), так же нарисуйте картинку ассоциацию с этим словом (например, книга). Далее от основного понятия в разные стороны изобразите толстые ветки, толщина которых указывает на ее важность в иерархии карты (единицы, виды, свойства), подпишите ветви и нарисуйте изображение рядом со словом. На ветке не должно быть записано более одного слова. От каждой толстой ветви изобразите второстепенные и так же подпишите их или нарисуйте картинку-символ, который подходит к данному слову. Не используйте больше одного слова на ветвь. Одно слово – одна ваша ассоциация.
Рисунок 1 – Пример ментальной карты,
выполненной на листе бумаги
Однако в век использования ИКТ рисовать ментальные карты вручную может быть ребятами не совсем интересно, да и не всегда у них есть под рукой цветные карандаши. Для удобства пользователя для создания ментальных карт придумали множество программ. Например: MindMeister, MindManager, Coggle, Xmind, Freemind, iMindMap и другие. Часть из программ является платной, часть бесплатной, некоторые кроссплатформенные, т.е. устанавливаются на любую операционную систему, есть даже синхронизируемые с MSOffice. Каждый выбирает на свой вкус.
Однако для создания Карты ума можно использовать и программы уже установленные на вашем компьютере. Например, для Майндмэппинга подойдет программа Word.
Почти у каждого пользователя на компьютере установлен текстовый процессор (Word, Writer). Учащимся нравиться творческая работа, да еще и за компьютером. Ведь каждый учебный год ученики ждут с нетерпением, когда же начнется практикум за компьютерами. А этот практикум может быть и не только на информатике, но и на любом другом уроке начиная с восьмого класса, когда ребята освоили навыки работы с текстовыми процессорами. Все педагоги, работающие в учебных заведениях, ИКТ компетентны и могу свободно работать в текстовых процессорах, а значит помогут ученику, если он столкнется с проблемами работая в приложении. Создавая связи в приложении Word или Writer получим не шаблонную карту, а свою не похожую на другие индивидуальную.
Рисунок 2 – Пример ментальной карты,
выполненной в программе Word
Для создания карт, так же можно использовать системы автоматизированного проектирования КОМПАС, разработанные с возможностями оформления конструкторской документации.
Составление ментальных карт в данной программе не только помогает упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру; запомнить информацию через картинки и иллюстрации; но и расширить базовые умения и навыки работы в программе, чему способствует использование любых стилей линий, штриховок, оформления текста, возможность вставки любых картинок. А поддержка многолистового документа исправляет один из недостатков ментальных карт, такой как ограниченный масштаб (когда все мысли не размещаются на одном листе).
Рисунок 3 – Пример ментальной карты,
выполненной в программе КОМПАС
Карту оформляем в документе ФРАГМЕНТ, который имеет неограниченные параметры. Используем основную мысль в виде чертежа, что усложняет выполнение работы, т. к. согласно заданию в интеллект – карту нужно включить не только названия используемых линий, но и их применение в данном конкретном случае. Составление данной карты используется на уроке повторения. Главная тема располагаем также в центре и от неё идут ветви второго уровня, от них — третьего (при наличии).
Каждый учитель может найти для себя подходящее, уже знакомое ему программное приложение для создания карт ума. Ребята с удовольствием создают ментальные карты, при этом лучше усваивают материал, пропуская его через свою фантазию, подбирая понятные им ассоциации.
Библиографический список:
1. Бьзен Барри, Бьюзен Тони. Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт. Издательство Попурри, 2019 года.
2. Интеллект-карта как инструмент эффективного планирования времени [Электронный ресурс] – URL: http://bershadskiy.ru/index/planirovanie_vremeni/0-49 (дата обращения 15.06.2021).
3. Xmind. Описание программы для создания интеллект-карт [Электронный ресурс] – URL: https://xmind-map.ru (дата обращения 10.12.2020).