НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Казарина Е.С. Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Библиографическое описание:
Казарина Е.С. Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

Аннотация: инклюзивное образование является гибкой, динамической системой, где учитываются потребности всех детей и их способности к обучению. Данное образование старается разработать подход к обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дошкольное образование, дети.

В современном мире образование, является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека. В процессе роста он способен самостоятельно и сознательно строить свою жизнь с учетом традиции своего народа. В связи с этим дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности. В настоящее время экологические, политические и социальные факторы негативно влияют на психологическое, духовное, физическое, и эмоциональное здоровье подрастающего поколения. Известный врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Если детский сад для нормально развивающегося ребенка это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, то для семей, воспитывающих детей ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ [3, с. 10].

Важно обратить внимание на то, что многие родители скрывают от педагогов «настоящий» диагноз своего ребенка и в группах ДОУ воспитываются дети ММД, ППНС, СВГД, и др. поэтому очень важно сегодня развивать новые подходы к образованию детей с ОВЗ. Надо разговаривать с родителями и объяснять, что чем раньше начнётся работа с ребёнком ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Инклюзивное образование - эта одна из актуальных идей дошкольной педагогики, которая вошла в практику работы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ. Она включена в единую государственную систему образования России.

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность. Инклюзивное образование способно полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения. Здесь главное объединить всех в совместную активную деятельность - детей, родителей и специалистов в области образования. Главное в инклюзии не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, а надо изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы вовлечь ребенка с ОВЗ в социум [7, с. 5]. Основой этого образования является не допустить любую дискриминацию детей, которая позволит обеспечить равное отношение ко всем людям, но также позволит создать особые условия для ребенка имеющих особые образовательные потребности.

Условно обозначают три вида инклюзии: точечную – это когда ребенка находится в коллективе сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке; частичная – здесь ребенок находится половину дня или неполную неделю; и третий вид инклюзии полная – посещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.

Инклюзивное образование развивается, но это процесс сложный, многогранный, затрагивающий не только научные и методологические, но и социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования [4, с. 6].

Обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей в ДОУ с разными психофизическими особенностями развития, а также организация такого образовательного развивающегося пространства для всех и безбарьерной среды, которая позволяет детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование и воспитание – это является основной целью и задачами инклюзивного образования. Это все поможет гармоничному всестороннему развитию личности, формированию толерантному сообществу детей, родителей, персонала.

Инклюзивное образование с помощью государства создает надежный фундамент для того, чтобы погружать детей с проблемами в развитии в социальную среду. Ребенок 3-7 лет развиваются личностные качества и активно начинается его социализация. Во время пребывания ребенка в ДОУ, он познает различные виды деятельности, учится общаться со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте уделять особое внимание инклюзивному образованию. Во все процессы такие как: прогулка, развлечение, праздники, режимные моменты и т.д. вовлечены воспитанники с особенностями. Это создает основу для выстраивания качественного взаимодействия между массовым и специальным образованием.

Дети с особыми образовательными потребностями которые посещают ДОУ нуждаются в специальных условиях, но это не значит, что нужно нарушать принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей. В дошкольном учреждение необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий таких как игротерапия, музыкальная терапия и т.д. Сделав шаг к распространению инклюзии на детей в образовательных организациях показывает, что мы сделали еще один шаг к обеспечению реализации прав ребенка на получение доступного образования.

Но условия, которые существуют в современных образовательных организациях для инклюзии, такие как: организация соответствующей предметно-пространственной среды, квалифицированных специалистов и т.д. не дают качественно реализовать инклюзивное образование.

Для того чтобы качественно заработала инклюзивное образование надо постоянно повышать профессиональную квалификацию педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников. Они должны владеть приемами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий, реализующих инклюзивное образование дошкольников; построение соответствующей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения; организация социального партнерства ДОУ и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников. Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.

Реализация на практике любых нововведений ложится на плечи педагога.

Воспитатель детского сада – эта профессия отличается от других педагогических профессий. Он не только наблюдает за детьми и осуществляет образовательную деятельность, но и постоянно воспитывает их.

Для того чтобы создать полноценную воспитательно-образовательную среду в дошкольном учреждении необходимо всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и администрации. Чтобы получить эффект: образовательный, воспитательный, коррекционно-развивающий в инклюзивном образовании в значительном мере зависит от слаженной работы всех специалистов.

Можно сделать вывод, что сохранение здоровья и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, является организация непрерывного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка.

Хочется сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей.

Библиографический список

1. Бариев В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003.

2. Бациев В., Диенштейн В., Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 2009.

3. Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.; Владимир: Транзит-ИКС, 2009.

4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Арти, 2008.

6. Маркова Л.С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005

7. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьнаякнига». 2011.

8. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯШКОЛА» 04.02.2010

19. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга». 2010.
2023