Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Порох А. С., Скивко О. А., Ланцаева Г. А. Социализация детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает не только на семью, но и на дошкольные организации особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Применительно к социальному развитию ребенка чаще всего используется именно понятие «социализация», так как оно предполагает не только усвоение человеком общепринятых образцов, норм и ценностей, но и активное взаимодействие с социальной средой, в результате которого конструируется образ мира и себя, то есть происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.
Проблема социализации в нашем обществе имеет широкое освещение. Важно, чтобы ребенок прошел проблемный этап социализации, начиная с раннего детства.
Роль семьи в успешной социализации детей дошкольного возраста является предметом внимания во всех исторически сложившихся педагогических системах.
В настоящее время вопросами семейного воспитания глубоко занимаются различные педагоги и психологи. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских неврозов (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская), есть исследования влияния родительского воспитания на общение ребенка со сверстниками (Ю. Б. Насонова).
Современная наука рассматривает роль семьи в успешной социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности.
В настоящее время социализация в условиях семьи протекает стихийно, без целенаправленных наблюдений за фактами и явлениями общественной жизни, их осмысления и выражения в самостоятельной творческой деятельности ребенка.
На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы - школа, классный коллектив, неформальные группы сверстников. В период трудовой стадии - трудовой коллектив. В послетрудовой период снова семья. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст).
Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации.
Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Социальная среда в детском саду так же обеспечивает процесс социализации ребенка.
По своей сути образовательная среда в детском саду социальна. Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дошкольники познают мир человеческих взаимоотношений и моделируют их, это - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.
Сюжетная игра является основным видом самостоятельной деятельности дошкольника. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра имеет большое значение и для развития ребенка.
Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но также способствует раскрытию индивидуальности дошкольника.
Семейное воспитание предполагает выделение особенностей, которые формируются под влиянием родительского обучения. Детский сад в свою очередь определяет особенности социализации дошкольников с точки зрения общеобразовательного воспитания и обучения.
Среда детского сада направлена на то, чтобы воспитать социально-адаптированную личность. Для этого применяется комплекс обучающих мероприятий и воспитательных средств. Необходимо отметить, что при правильной постановке учебных задач и успешной их реализации гарантировано наиболее приемлемая модель социализированной личности.
Детский сад предполагает общение в коллективе, взаимодействие в кругу сверстников, взаимопомощь и поддержку, что как раз и играет первостепенную роль для воспитателя, как авторитетного педагога, прививающего эти важные качества у дошкольников. В коллективе дети учатся делиться впечатлениями, открыто взаимодействовать и конечно помогать товарищам. Система тесного контакта, постоянного общения и взаимодействия суммируется с регулированием своего поведения, познанием ценностей окружающего социума, что способствует усвоению адаптивного образа поведения.
Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития.
У старших дошкольников, не посещающих детский сад, значительно ниже, чем у их сверстников, посещающих дошкольное учреждение, развито словесно-логическое мышление. Более низкие показатели выявлены у детей, воспитывающихся вне дошкольного учреждения, по объему словарного запаса и состоянию развития речи, уровню общей осведомленности об окружающем мире и познавательных интересов, по социальной зрелости и развитию коммуникативных способностей.
Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. Детский сад - это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.
Семейное воспитание между тем играет значительно иную роль в воспитательном моменте ребенка. Можно выявить массу положительных и отрицательных пунктов, но подытожить хотелось бы словами, о том, что какими бы хорошими не были родители по отношению к своему чаду, ничто не сможет заменить радость полноценного общения со сверстниками, переживание конфликтных ситуаций будущей личностью.

Библиографический список

1.            Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. - М., 2004. - 294 с.
2.            Дошкольная педагогика / Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. - М., 2010. - 295 с.

2021