Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузнецова А.А. Особенности творческого мышления детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Кузнецова А.А. Особенности творческого мышления детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.

Творческое мышление – непременное свойство детского возраста, которое сквозит через каждую игру, каждую историю и каждое воображаемое приключение. Маленькие умы полны бесконечной фантазии, которая наполняет их мир яркими красками и неизведанными горизонтами. В детстве, когда все еще кажется возможным, дети не ограничивают себя рамками реальности и не подчиняются логическим параметрам. Они могут рисовать картинки невиданных существ, придумывать небылицы о далеких странах и путешествиях в звездные системы. В их маленьких головах рождаются и процветают идеи, которые часто кажутся нам взрослым смехотворными или несбыточными.

Однако именно творческое мышление, присущее детям, является основой для развития исполнительности и инноваций во взрослой жизни. Когда дети играют, они не только развлекаются, но и учатся проблемному мышлению, изобретательности и абстрактному мышлению. В игровом процессе они определяют собственные цели, сами принимают решения и воплощают их в жизнь. Игра становится своего рода полигоном для экспериментов и исследований, где нет правильных или ошибочных ответов, а есть только пространство для творчества и саморазвития.

В процессе своего развития дети дошкольного возраста проявляют уникальные особенности творческого мышления, которые важно понимать и учитывать в образовательном процессе. Творческое мышление в детском возрасте стремительно развивается и формируется под влиянием множества факторов, включая генетические особенности, окружающую среду и опыт общения.

Одной из основных особенностей творческого мышления детей дошкольного возраста является способность к ассоциативному мышлению.

Ассоциативное мышление у детей является одним из самых интересных и сложных аспектов психологии развития. С самого раннего возраста дети начинают строить связи между различными объектами, понятиями и явлениями вокруг них. Это происходит благодаря интенсивному наблюдению, анализу и сопоставлению информации, которую они получают из окружающего мира. Важно отметить, что ассоциативное мышление у детей не является статическим процессом. Оно постепенно развивается и усложняется с возрастом. Вначале дети создают простые связи и ассоциации между конкретными объектами или действиями. Например, они могут ассоциировать птицу с пением, солнце с теплом или маму с уходом. Постепенно, с возрастом, ассоциации становятся более сложными и абстрактными. Дети начинают создавать связи между абстрактными понятиями или идеями. Они учатся ассоциировать определенные слова или символы с определенными понятиями или ситуациями. Это позволяет им лучше понимать мир вокруг и использовать знания в своей повседневной жизни.

Ассоциативное мышление играет важную роль в развитии творческого подхода к решению проблем. Дети, обладающие развитым ассоциативным мышлением, легче находят нестандартные и креативные решения в различных ситуациях. Они способны вмешиваться и видеть связи, которые другие не замечают. Так же оно имеет свои ограничения, особенно в раннем возрасте. Дети могут делать неправильные ассоциации или недостаточно глубоко анализировать информацию. Это нормальная стадия развития, и взрослые должны помочь детям развивать и улучшать их ассоциативное мышление путем постановки вопросов, обсуждения и предоставления разнообразных информационных ресурсов.

Второй важной особенностью творческого мышления детей этого возраста является наличие свободного и неограниченного взгляда на мир.

Дети обладают удивительной способностью видеть мир без ограничений и предрассудков. Их взгляд свободен от стереотипов и представлений, что позволяет им наслаждаться истинной красотой и глубиной окружающей их реальности.

Когда мы взрослеем, наше восприятие мира становится более ограниченным и затуманенным. Мы начинаем видеть только то, что нам сказано или, что соответствует нашим установкам. Вместо того чтобы оценивать все и вся в первоначальной свежести, мы сужаем свое поле зрения и замедляем собственное развитие. Но у детей все иначе. Их глаза полны любопытства и удивления. Они не задаются вопросом ограничений и преград, они просто смотрят и видят. Их восприятие мира чисто и открыто, как непримыкающийся холст, готовый принять новые краски и формы. Взгляд детей на мир проницателен и искренен. Они не скованы ожиданиями или предубеждениями, их мысли не подчиняются логике или знанию. Вместо этого, они позволяют своему воображению взлететь и унести их в мир мечтаний и возможностей.

Для детей все вокруг является источником удивления и вдохновения. Они видят красоту в простейших вещах, о которых взрослые часто забывают. Пыльные лучи, играющие в свете солнца, зеленая трава, пушистые облака на небе - все это для них потрясающая симфония цветов и форм. Безусловно, такой свободный и неограниченный взгляд на мир – большое преимущество. Ведь это позволяет детям не только открывать новые грани мироздания, но и находить свои собственные места и пути в нем. Им не страшно пытаться и ошибаться, они просто идут вперед, наслаждаясь каждым шагом по пути к своей свободе и собственному призванию.

И так, мы, взрослые, можем понять и постигнуть истинное значение свободного взгляда на мир, следуя примеру детей. Мы можем отбросить ограничения и стереотипы, которые держат нас в рамках обыденности, и вновь насладиться простотой и величием окружающего нас мира. Для этого нам нужно научиться вновь, величать детскую наивность и стремиться увидеть мир глазами, исполненными воображения и внутреннего света. Мы должны вновь окунуться в свои собственные мечты и стремления, позволив себе искренне радоваться и наслаждаться маленькими радостями и простой красотой.

Третьей особенностью является эмоциональная окраска творческого процесса. Дети дошкольного возраста проявляют эмоциональное вовлечение и энтузиазм во время творческих занятий. Творчество – это магический мир, в который дети погружаются с неимоверной страстью и энтузиазмом. Бесконечные возможности фантазии и высокая степень свободы позволяют юным художникам создавать произведения искусства, которые отражают их внутренний мир и эмоции. Эмоциональная окраска творческого процесса в детском искусстве является ключевым аспектом, определяющим его оригинальность и значимость.

Когда дети воссоздают свой внутренний мир на холсте, бумаге или даже в трехмерной форме, они вкладывают в это свои эмоции. Каждая кисточка, каждый штрих мела или формовочной глины становятся их инструментами для выражения радости, гнева, грусти или любви. Эмоциональная окраска их творчества основана на искренности этих чувств и страстей. Дети не выбирают слов, чтобы описать свои эмоции, они изображают их цветами, формами и текстурами. В этом процессе творческого самовыражения, дети часто находят способ обработать свои эмоции и переживания. Они могут работать со своими эмоциями, исследовать их и превращать их в искусство. Например, рисование ярких и абстрактных картин может помочь ребенку освободиться от негативных эмоций, таких как злость или разочарование. А создание мягких и приятных форм из глины может помочь избавиться от страха или тревоги. Часто, эмоциональная окраска детского творчества проявляется в ярком и наполненном смыслом цвете. Ребенок может выбрать краски, которые отражают его состояние души в данный момент. Яркие краски могут символизировать счастье, радость и восторг, тогда как темные цвета могут отразить грусть, стресс или печаль. Цветовые сочетания и контрасты добавляют глубину и интенсивность в эмоциональное послание детского искусства.

Искусство в раннем возрасте играет значимую роль в эмоциональном развитии ребенка. Оно дает возможность детям понять, осознать и выразить свои чувства. Творческий процесс стимулирует развитие детской эмоциональной интеллектуальной сферы, помогает укрепить психологическое благополучие и создает базу для дальнейшего самовыражения.

Четвертой особенностью творческого мышления детей дошкольного возраста является их способность к восприятию и использованию символических образов. Она отражает умение ребенка понимать, интерпретировать и использовать различные символические представления и абстрактные концепции, такие как цифры, буквы, символы и графические изображения. Символические образы играют важную роль в различных сферах жизни ребенка.

Во-первых, они являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Математические и литературные символы помогают детям усваивать и анализировать информацию, развивать логическое мышление и умение решать проблемы. Они позволяют детям вступить в мир знаний и открыть для себя новые предметы и идеи.

Во-вторых, символические образы играют важную роль в развитии детского воображения и креативности. Благодаря этим образам дети могут создавать истории, играть в ролевые игры, рисовать и строить, передавая свои мысли и эмоции. Они могут представить себя в других ролях и перенестись в разные миры, воображаемые и реальные.

Кроме того, способность к восприятию и использованию символических образов важна для развития языка и коммуникации у детей. Символы и знаки помогают детям передавать мысли и идеи, понимать и интерпретировать сообщения других людей. Они помогают развить навыки чтения и письма, которые являются необходимыми для образования и успешной адаптации в современном обществе.

В итоге, понимание особенностей творческого мышления детей дошкольного возраста позволяет создавать инновационные образовательные программы и методики, способствующие развитию их творческого потенциала. Использование разнообразных игровых форм, исследовательских занятий и визуализации позволяет активизировать творческий процесс у детей и развить их способности к нестандартному мышлению.

Библиографический список

1. Альтшулер Г.С. Как научить ребенка мыслить. — М.: АСТ, 2010.

2. Виготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Логос, 2005.

3. Левитов Н.Н. Развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста. — М.: Просвещение, 2009.

4. Авербух, Я.Г. (2005). "Дошкольная психология". Москва:

Просвещение. Стр. 34-45.

5. Божович, Л.И. (2003). "Психология развития: от рождения до

юности". Москва: Перспектива. Стр. 78-91.

6. Виготский, Л.С. (1983). "Имярек: Психология раннего детства".

Москва: Смысл. Стр. 112-125.

7. Гуревич, К. (2007). "Детство как пространство творчества". Москва:

Знание. Стр. 56-67.

8. Джигарханьян, А.М. (1998). "Формирование личности ребенка

дошкольного возраста". Москва: Высшая школа. Стр. 102-115.

9. Ильин, А.Н. (2010). "Психология и педагогика дошкольника".

Москва: Флинта. Стр. 88-101.
2024-03-06 10:59 2024