НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вельменко Е.И. Использование игр, направленных на развитие и коррекцию тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями, в работе воспитателя

Библиографическое описание:

Вельменко Е.И. Использование игр, направленных на развитие и коррекцию тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями, в работе воспитателя // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Аннотация. Дошкольное детство – это период, когда ребёнок развивается как никогда бурно и стремительно. Этот период является сензитивным с точки зрения развития психических процессов дошкольника. В связи с увеличением числа детей, имеющими ограниченные возможности здоровья, проблема обучения и воспитания данной категории остается актуальной. В данной работе предложены игровые упражнения, которые можно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения зрения и интеллектуальные нарушения.

Ключевые слова: дошкольники, тактильные ощущения, нарушения зрения, интеллектуальные нарушения.

Актуальность. Тактильные ощущения и восприятие детей с нарушениями зрения, а также с интеллектуальной недостаточностью, характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации. Дети быстро устают, снижается работоспособность. Отмечается скованность, неполный объем общих движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Особенности тактильных ощущений и восприятия ярко видны у детей с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционно-развивающего обучения они постепенно сглаживаются.

Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции.Работа по развитию тактильных ощущений осуществляется как на индивидуальных коррекционных занятиях по сенсорному воспитанию, так и как часть занятий по познавательному развитию. Длительность таких занятий зависит от конкретной игры и от поставленных целей и задач, а также от индивидуальных способностей детей.Ниже приведены примеры различных дидактических игр, пособий, которые можно использовать в своей работе.

1. Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа: способствует повышению тактильной чувствительности. В настоящее время разработано большое количество комплексов пальчиковых игр и упражнений (картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики автор: Н. Нищева «Пальчиковая гимнастика»).

2. Использую в игровой форме следующие элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, массажные мячи, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

3. Игры из нетрадиционного материала: нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, развития тактильных ощущений, носящих игровой характер.

- «Покорми Хрюшу!» (птичку, собачку, коровку и др.). Пластиковый контейнер от ватных палочек (либо другой подходящий по форме) с изображением мордочки животного (приклеить, нарисовать и др.) с отверстием в районе рта. Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки.

- «Веселые прищепки». Шаблоны из картона, линолеума – тучи, солнце, рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: плавники для рыбки, лучи для солнца и т.д.

- «Закручиваем крышки». 1 вариант: закручивать крышки пустых пластиковых бутылок. 2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна бутылка. Нужно подобрать нужную крышку.

- «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок.

- «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки дыроколом, подобрать шнурки, веревки.

- «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.

- «Сенсорные ванны». Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки в небольшой глубокой миске. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.

- Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить рисунок.

- «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или цифры, буквы положить на ковер, на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

- «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу.

4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и коррекции тактильных ощущений ребенка: «Поймай киску», «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Догадайся, что за предмет», «Найди пару», «Где я взял воду», «Маленькая няня», «Угости зверюшек», «Теплый-холодный», «Легкий-тяжёлый» и другие.

Воспитатели также могут использовать данные игры и упражнения в индивидуальной работе и как часть занятий по познавательной и продуктивной деятельности.

Таким образом, использование игр, направленных на развитие и коррекцию тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями, будет способствовать чувственному познанию его внешнего мира – важнейшему звену в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимой предпосылке интеллектуального развития.

Библиографический список

1. Бабина, Г.В. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями [Текст]: учебное пособие / Г.В. Бабина, Л.А. Головчиц, А. В. Кроткова [и др.]. – Москва, 2019. – 288 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45655306

2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2000. – 267с.

3. Шелуханова, А.В. Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями / А.В. Шелуханова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. - № 5. – С. 995-996.
2023