Ретинский С.С. Воспитательная составляющая урока в довузовских организациях МО РФ
Библиографическое описание: Ретинский С.С. Воспитательная составляющая урока в довузовских организациях МО РФ // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
Рассматривая урок в плоскости учебно-воспитательного процесса, выясняется, что преподаватель, при проведении урока, в большей степени уделяет внимание образовательным и развивающим задачам и способах их решения. В следствии чего, упускается возможность использования воспитательной функции обучения на уроке, которая в основном осуществляется при внеурочной деятельности. Этого недостаточно, чтобы качественно выполнить поставленную задачу по обеспечению интеллектуального, культурного и нравственного развития обучающихся, подготовки суворовцев с достаточным общеобразовательным уровнем в точных дисциплинах, обладающих первичными командно-методическими навыками и мотивированных к дальнейшей офицерской карьере.
При воспитании суворовцев необходимо эффективно использовать все составные части учебно-воспитательного процесса, ведь воспитание-важнейшая цель педагогической деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1, с. 2].
Необходимо совершенствовать систему духовно – нравственного воспитания, развивать базовые национальные ценности, что является основой содержания воспитания. Одной из которых является развитие чувства патриотизма. Только патриотизм, как сказал Президент РФ В.В. Путин, может быть российской национальной идеей, объединяющей весь российский народ и не позволит разрушить наше государство. Это фундамент нашего общества [2]. Многовековая история российского патриотизма однозначно свидетельствует, что вера в свою Родину, стремление защитить ее, приумножить благосостояние Отечества, были решающими факторами нашего государства. А это означает, что воспитание, развитие и поддержание на высоком уровне патриотического сознания россиян является одной из главных задач государства [3].
В нашей стране принята Национальная доктрина образования (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от 04.10.2000 г.) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года [4, с. 6].
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения. Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию на высокий уровень, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.
Я работаю в ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище МО РФ» на должности старшего воспитателя курса вот уже 7 лет.
В 2015 году я, вместе со своими коллегами, приступил к обучению и воспитанию мальчишек первого набора. Горжусь своей работой, своим училищем и своими выпускниками!
Мы воспитываем патриотов нашего Отечества! Мы готовим своих воспитанников к тому, чтобы они по окончанию училища сделали самостоятельный выбор военного учебного заведения России и стали достойными защитниками Родины. А нам очень нужны такие люди, патриоты нашего государства.
В 2020 году прошел первый выпуск 1 роты Пермского суворовского военного училища и почти 72 % наших выпускников выбрали своей профессией, самую почетную и значимую, профессию - Родину защищать! И мы гордимся ими.
В условиях внедрения в систему российского образования принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость масштабного применения образовательных технологий по ФГОС нового поколения, а именно:
- обеспечить переход от авторитарного взаимодействия педагога с учащимися к общению равных субъектов;
- создавать ситуации поиска, открытия и анализа знаний;
- передачи учебной инициативы от педагога детям;
- формировать метапредметные компетенции;
- выявление индивидуальных особенностей каждого суворовца, его стремлений [5].
Введение обновленных ФГОС создает условия для применения программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования, что обеспечит личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщение воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности суворовца как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения знаний.
Современное образование предполагает развитие самостоятельности учебных действий. Задача системы образования сегодня - научить детей учиться. Этой задаче как раз и соответствует деятельностный метод обучения, обеспечивающий комфортное интегрирование деятельности обучающихся в учебно-воспитательный процесс. А деятельность - это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Научить воспитанников функциональной грамотности, способности их применить полученные знания при решении широкого спектра задач в многочисленных сферах жизнедеятельности, общения и социальных отношений. Развить у воспитанников значимые компетенции - критическое мышление, креативность, коммуникацию, кооперацию.
Обучение несомненно воспитывает, формирует у суворовцев определенные взгляды, вырабатывает необходимые качества характера. Но воспитательный процесс урока надо организовать и управлять им. Каждый урок содержит составные части, в каждой из которых имеется возможность воспитывать учащихся. Так в любом довузовском учреждении МО РФ, при проведении любого урока, отрабатываются командно-методические навыки, в соответствии с требованиями общевоинских уставов, взаимоотношений между командиром и подчиненными, старшими и младшими, педагогом и суворовцами. Происходит адаптация к предстоящему обучению в военных учебных заведениях Министерства обороны РФ и специфическими, регламентированными Уставами, отношениям между курсантами, офицерами и рядовыми.
Кроме того, воспитательная составляющая урока зависит от специфики учебного предмета, темы урока. Так, например, урок истории больше способствует патриотическому воспитанию, чем урок химии; на уроке ОВП суворовцы проходят основы военной подготовки в большей степени, чем на уроке изобразительного искусства и т.д.
Наиболее важной составляющей воспитательной части любого урока, является воспитание интереса к получению знаний, осознание каждым суворовцем, воспитанником довузовских учреждений МО РФ, важности обучения для дальнейшего высокопрофессионального офицерского роста.
Создать во взводах, в роте ситуацию положения учебных дел, при которой было бы осознание каждым суворовцем престижности обучения на «хорошо» и «отлично», быть успешным за счет высокой самоорганизации и дисциплины, личной заинтересованности полного выполнения учебных заданий на самоподготовке - вот главная задача воспитателей курсов и преподавателей-предметников. С этой задачей более успешно справляются офицеры и учителя, которые имеют высокий заслуженный личностный авторитет у воспитанников, основанный на высоком профессиональном уровне педагога, наличия соответствующих компетенций, качеств личности и богатого опыта в профессии.
Библиографический список
1. Правительство Российской Федерации: [сайт]. – Москва, 2012 -, -Обновляется в течение суток. - URL: http:// www.masu.edu.ru/files/site/273-fz.pdf (дата обращения: 10.10.2022). - Текст: электронный.
2. ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. - Москва, 2019 -. - Обновляется в течение суток. - URL: http://tass.ru / politika/7379985 (дата обращения: 16.10.2022). - Текст: электронный.
3. Новости России и мира сегодня: [сайт]. - Москва, 2022 -. - Обновляется в течение суток. – URL: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism/ (дата обращения: 20.10.2022). - Текст: электронный.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: [сайт]. - Москва, 2000 -. - Обновляется в течение суток. - URL: https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/1.pdf/ (дата обращения: 19.10.2022). - Текст: электронный.
5. Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году: [сайт]. - Москва, 2022 -. - Обновляется в течение суток. – URL: https://school.kontur.ru/publications/2253/ (дата обращения: 23.10.2022). - Текст: электронный.