Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
В последние годы особую популярность получил метод проектов, как инновационное течение в российском образовании. Метод проектов появился в 20-е годы XX века в США. Идеи использования проектного метода в образовании затрагиваются в России в то же самое время, что и зарубежом. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, активно пытавшиеся использовать метод проектов в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. В советское время "в рамках внеурочной общественно полезной деятельности стали проводиться мероприятия, на практике представляющие собой реализацию метода проектов".В основе проектного метода в образовании лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого и критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, парную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Данный метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники. Высокий показатель квалификации преподавателя – умение использовать метод проектов в своей профессиональной практике.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. а это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Важным отличием для проектной деятельности, на мой взгляд, являются межпредметные связи. Они являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке, в жизни общества и государства. Реализация межпредметной интеграции играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками основными приемами познавательной деятельности, общими для всех наук. С помощью многосторонних межпредметных связей (когда ведущий предмет связан не менее чем с тремя) не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных
предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей. В этих условиях укрепляются связи английского как с предметами естественно-научного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Я работаю в школе третий год. За это время мне удалось познакомиться с проектной деятельностью учащихся. На данный момент я являюсь научным руководителем проекта у Ксении Мочеран из 8а класса. Цель проекта - сбор информации про нашу станицу и создание двуязыкового сайта на основе собранной информации. Проект является ярким примером реализации межпредметных связей в проектной деятельности. Здесь перекликаются такие разные предметы, как кубановедение, английский язык и информатика. Связь, образующаяся на стыке этих трех предметов способствует реализации потребностей овладения и использования как информатики, так и английского языка, и кубановедения в качестве средств коммуникации в информационной, образовательной и социокультурной областях. Являясь классным руководителем казачьего класса и учителем английского языка, я могу курировать проект с разных сторон. У нас с Ксенией все началось еще в 7 классе - тогда у нее только появилась неясная идея, что нужно сделать информацию о нашей станице доступной по всему миру. Постепенно эта идея трансформировалась в полноценный план проекта. Ксюша решила, что это будет сайт о нашей станице, на котором можно будет найти информацию и на русском и на английском. Мы начали собирать информацию. Многие данные были взяты из интернета, многие - из нашей библиотеки. Кроме того, Ксюша участвовала вместе с классом в другом проекте – «Станица Медведовская в цифрах». Нам было от чего отталкиваться - огромный пласт информации был собран в рамках этого проекта. На данной стадии работы мы продолжаем сбор информации. Также нами был выбран конструктор сайтов, который облегчит работу по созданию сайта о станице. На сегодняшний день мы смогли уже создать самые важные страницы: главная, история станицы, достопримечательности, знаменитости. Теперь занимаемся их наполнением. Проблема с которой мы столкнулись - качественные изображения, подходящие для публикации на сайте. Но мы нашли выход - Ксения посещает кружок фотографии, и в случае, если нас совершенно не будет устраивать качество фото каких либо объектов ст. Медведовской, она сделает эти фото самостоятельно в надлежащем качестве. И вот тут может проявиться еще одна межпредметная связь.
Дальнейшими этапами работы над проектом будут: расширение сайта (в том числе пополнение количества страниц), работа с доменом ( приобретение и продвижение) и перевод текста на английский язык. В переводе текста хорошим помощником также служит контруктор сайтов, но при этом такой перевод требует тщательной редакции. Это значительно способствует развитию языковых навыков. Ксюша смогла почувствовать себя настоящим переводчиком, который скрупулезно подбирает каждый термин.
Из моего доклада, можно понять, что мы значительно продвинулись в работе за этот год, но при этом у нас еще многое впереди.
В заключение хочу сказать, что межпредметные связи в проектной деятельности способствуют повышению внимания к личностным результатам обучения и развитию: способности у учащихся к саморазвитию, умению самостоятельно расширять свои знания и творчески применять их на практике в различных областях, применения новых средств ИКТ, личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Литература
1.Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11
3. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
4. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.