Одним из важнейших принципов технологии реализации ФГОС является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс. Набрав детей младшего дошкольного возраста и познакомившись с родителями, я определила, какие задачи смогу более эффективно решить при взаимодействии с семьей, поддержать с родителями деловые и личные контакты, вовлечь в процесс совместного воспитания детей. С первых дней пребывания детей в ДОУ, старалась заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать особую роль в развитии малыша. Показывая свою заинтересованность в развитии детей, выделяю те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяю в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний, семинаров не только информирую родителей, но и предоставляю им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция способствует развитию сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих способностях. Лучше узнать возможности, способности семьи, их таланты помогает участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах: «У мамы руки золотые», «Визитная карточка осени», «Рождественский подарок» и др. Положительным опытом взаимодействия с семьей является организация совместных детско-родительских праздников и досугов, где родители являются не зрителями, а участниками. Исполняют роли сказочных персонажей, играют, танцуют и поют с малышами. Это способствует неформальному общению участников педагогического процесса. Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей считаю создание традиций группы, которые подразумевают мероприятия, вызывающие наибольший интерес у детей, родителей и педагога. Они проводятся систематически. Одна из таких традиций – отражение жизни группы в фотографиях. В фоторепортажах информирую родителей об успехах и достижениях детей в той или иной образовательной деятельности. Соблюдая принципы личностно-ориентированного подхода, чтобы ребенок чувствовал себя желанным не только дома, но и в детском саду в раздевалке, на кабинках размещены брелоки с фотографиями детей. Войдя в группу, каждый ребенок переворачивает свою фотографию, и все знают, кто уже пришел в детский сад. После праздничных дней родители готовят фоторепортажи на разнообразные темы «Я отдыхаю», «Вместе с мамой», «Мама, папа, я» и др. Родители подбирают наиболее интересные фотографии ребенка на отдыхе, делают к ним шутливые надписи в стихах. Такие фоторепортажи расширяют представление дошкольников об окружающем мире и вызывают много положительных эмоций. Ко дню рождения детей оформляются стенгазеты с рассказом родителей о сыне или дочки и поздравлениями детей группы. Чтобы нацелить родителей на разговор с малышом, о том, как он провел день в детском саду, оформила уголок «Мое настроение». Здесь, уходя домой ребята оставляют свои брелоки на красном крючке - если день прошел весело и радостно, на синем - если было грустно. По дороге домой родители спрашивают ребенка, как он провел день, почему он оставил брелок на том или ином крючке. Уголок «Мое настроение предоставляет мне материал о психическом состоянии каждого ребенка в течении дня, с которым знакомлю родителей. Эффективной формой работы с семьей считаю создание клуба для родителей «Мамина школа», которая дает родителям возможность общаться между собой и ребенком, делиться опытом семейного воспитания, получать информационно - педагогическую помощь. В клубе провожу для родителей семинары-практикумы с разнообразной тематикой: «Игровая деятельность дошкольника дома и в условиях детского сада», «Роль матери и отца в воспитании малыша», «Здоровье детей – забота взрослых», «Воспитание любви к родной природе». Чтобы наметить тематику следующих занятий «Маминой школы» прошу родителей заполнить анкеты и указать в них, какие вопросы воспитания и обучения дошкольников их интересуют. По окончании занятий участники получают памятки «Поиграй со мной», «Занимаемся дома» и др. Благодаря клубу «Мамина школа» мне удалось в более короткий срок наладить тесный контакт с родителями, привлечь их к сотрудничеству. Хорошо зарекомендовала себя форма заочного общения с родителями «Совет месяца». В группе живет «умная сова», которая ежемесячно знакомит с мудрыми изречениями о жизни, воспитании или семье. Поскольку одна цитата в течении месяца находится перед глазами, то через некоторое время она отпечатывается в сознании родителей, и значит будет применяться на практике. Советы «умной совы»: «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое». П. Валери. «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее». М. Горький. «Хорошее воспитание надежно защищает человека от тех, кто плохо воспитан». Ф. Честерфилд. Еще одна находка, в которой участвуют родители – это дружная подготовка детского сада к новому учебному году. Подготовка начинается еще в мае. После родительского собрания в группе вывешивается перечень дел, которые необходимо сделать за лето. Родителям предлагаю выбрать посильное для себя дело и указать дату, когда удобно поработать на благо группы, чтобы она стала еще краше. Такую свободу выбора родители одобряют и воспринимают как игру. Добрые дела не остаются забытыми. На первом родительском собрании в начале учебного года благодарю их от имени детей, администрации ДОУ, родительского комитета. С целью выполнения ФГОС совместной деятельности родителей и детей, активно использую игровые приемы совместно с родителями. В группе есть родители с педагогическим образованием, поэтому я активно направляю их на ведение организованной деятельности с детьми. После работы в данном направлении получила следующие результаты: · Между субъектами образовательного процесса установилась тесная связь, которая благоприятно влияет на развитие ребенка. · У родителей появился интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома. Многие берут на выходные дидактические игры, книги. · Больше стали уделять внимания укреплению здоровья детей в семье. Родители осваивают методику оздоровительной гимнастики. · Родители ориентируются в нуждах собственного ребенка, в особенностях развития и воспитания. С интересом следят за жизнью группы, следят за успехами своих детей, оказывают посильную помощь. · Видя результаты стараний своего ребенка, владея информацией о том, что происходит в группе, получая советы и рекомендации, установилась тесная взаимосвязь с родителями. Мое кредо можно выразить так: Стремлюсь, чтобы я для родителей стала другом, участок – детским парком для прогулок и игры, а группа – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.