Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
Воспитательная работа наряду с учебной является приоритетным направлением деятельности довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ. Важной задачей современной государственной политики Российской Федерации сегодня является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России. В соответствии со статьей 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года — воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1].
Работа офицера-воспитателя суворовского училища сложна и многогранна, так как требует колоссальных сил и затрат. Она заключается в воспитании высоконравственных суворовцев, обладающих актуальными знаниями и умениями, способных реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовых посвятить себя военной и государственной службе, защите Родины и мирному созиданию, чтобы в будущем стать достойными офицерами РВСН. Все это достигается различными воспитательными мероприятиями такими, как: классные часы, интеллектуальные военно-патриотические конкурсы, викторины, мастер-классы, тематические экскурсии.
В настоящее время перед офицером-воспитателем стоит проблема – как эффективно проводить внеурочные мероприятия, используя всю учебную информацию с максимальной пользой для обучающихся. Для решения данной проблемы приходят на помощь педагогические возможности Интернет-технологий, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения. Они способствуют повышению познавательной активности, развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, развитию навыков самообразования, самостоятельной деятельности у обучающихся, работе с различными источниками информации.
Сетевые сервисы Интернета (далее – онлайн-сервисы) являются базой информационно-предметной среды, позволяющей не только находить необходимый материал к внеурочным мероприятиям, но и, главное, создавать образовательный интерактивный контент, осуществлять совместную деятельность воспитателя и обучающихся в глобальной сети. Преимущество использования Интернет-сервисов на современном занятии не вызывает сомнений и не требует доказательств.
В профессиональной деятельности при проведении внеурочных мероприятий нами активно используется онлайн-сервис Kahoot — www.kahoot.com.
Kahoot – это инструмент для создания дидактических материалов: интерактивных викторин, тестов, состоящих из вопросов с одним правильным ответом из множества; проведения онлайн-дискуссии по заданной теме, экспресс-опросов. Созданный материал в сервисе называют «кахутом», «квизом», «игрой». Для создания и прохождения квиза в сервисе Kahoot необходимо: наличие Интернет-подключения и компьютер (ноутбук). Использование данного сервиса помогает мгновенно получить обратную связь от обучающихся в рамках занятия: выявить затруднения, уровень усвоения материала как одним суворовцем, так и взводом в целом.
Материала, созданные в Kahoot могут быть:
- обучающие;
- учебно-игровые;
- контролирующие.
Возможности использования онлайн-сервиса Kahoot:
1 способ. Провести квиз в режиме реального времени вместе с обучающимися в аудитории. Вопросы демонстрируются на интерактивной доске или через проектор на экране. Для этого педагог в личном кабинете на вкладке Kahoot на стартовой странице выбирает квиз из списка созданных, и на открывшейся странице нажимает кнопку «играть», далее способ – «teach», режим - «классический». Затем система автоматически генерирует pin-код игры, который необходимо ввести обучающимся на сайте www.kahoot.it.
Рис. 1. Подключение участников к викторине.
Обучающиеся присоединяются к квизу и педагог начинает игру.Рис. 2. Отображение вопроса на экране педагога.
Тип вопроса - вопрос с выбором одного правильного ответа с обратным отсчетом времени.
Обучающиеся на своих устройствах не видят ни вопроса, ни вариантов ответа, только цветные карточки с геометрическими фигурами, соответствующими вариантам ответов, и таймер с обратным отсчетом времени.Рис. 3. Отображение ответов на экране монитора у обучающихся.
После того, как все обучающиеся дали ответ на вопрос, или время на ответ закончилось, происходит переход к промежуточной статистике ответов. На экране педагога появляется общая статистика участников без упоминания имен, а на устройстве обучающегося появляется информация о правильности или неправильности его ответа.По окончанию игры имеется возможность:
- увидеть подиум участников, занявших первое, второе и третье места;
- посмотреть наглядный отчет о времени прохождения и количестве правильных ответов;
- сохранить результаты игры, выгрузить на компьютер или сохранить на диск Google;
- начать игру заново.
2 способ. Дать возможность проходить обучающимся квиз асинхронно, например, в качестве домашнего задания. Для этого нужно выбрать способ – «assign», выбрать дату и время завершения сбора ответов, далее – скопировать адрес ссылки на опрос, либо pin-код игры и разослать приглашение обучающимся.
Рис. 4. Ссылка и pin-код для обучающихся на прохождение квиза.
Бесплатная версия онлайн-сервиса Kahoot предполагает подключение до 100 участников. У каждого участника вопрос и варианты ответа будут демонстрироваться на экране ноутбука (компьютера). После окончания таймера или при выборе ответа программа сразу сообщит о правильности выбора и предложит перейти к следующему вопросу. На табло промежуточных итогов будут сравниваться результаты участника игры с остальными участниками, прошедшими опрос. После прохождения опроса участнику предлагается посмотреть таблицу лидеров и следить за изменениями в таблице по ссылке.В данном онлайн-сервисе педагоги могут разрабатывать воспитательные мероприятия по профориентации; патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, правовому, общеинтеллектуальному направлениям.
Представим собственный опыт использования Kahoot при проведении интеллектуальной викторины, посвященной Дню космонавтики, «Космический брейн-ринг» в 8 классе.
Цель занятия: создать условия для расширения кругозора обучающихся о космонавтах, космических аппаратах и небесных телах; развивать интерес к знаниям о космосе.
Этапы занятия:
1. Организационный момент (проверка готовности к занятию, приветствие, сдача рапорта обучающимися).
2. Мотивация, целеполагание. (ответы на проблемные вопросы офицера-воспитателя, обучающиеся формулируют цель).
3. Основной этап. Викторина «Космический брейн-ринг» посредством онлайн-сервиса «Kahoot». Объяснение правил викторины. Воспитатель проводит жеребьевку, делит участников занятия на четыре команды.
1 тур викторины: Воспитатель вызывает первую и вторую команды за игровые столы красного и зеленого цвета, в сервисе Kahoot воспитатель запускает вопросы. Всего для викторины подготовлено 50 вопросов. Первой на появившийся вопрос отвечает та команда, которая быстрее нажала на кнопку, отвечающую за включение лампочки на их столе. Игра продолжается до трех очков. Определяется победитель в первом туре.
Музыкальная пауза. Исполнение суворовцем песни группы Земляне «Трава у дома».
2 тур викторины: оставшиеся две команды садятся за игровые столы красного и зеленого цвета. Отвечают на вопросы посредством онлайн-сервиса «Kahoot». Определяется победитель во втором туре.
Музыкальная пауза – динамическая разминка.
Финал игры. Играют две команды, победившие в предыдущих турах. Определяется абсолютный победитель.
4. Этап закрепления. Загадка: представьте себе, что вам поручено снарядить экспедицию, отправляющуюся на Луну. От каких из указанных ниже предметов следовало бы сразу отказаться и почему: лодка, фонарь, громкоговоритель, спички, звёздная карта, зонтик, часы, тёмные очки, флюгер?
5. Рефлексия «Не знал, теперь знаю».
При подведении итогов интеллектуальной викторины проведенное мероприятие получило положительные отзывы от обучающихся, которые отметили интересные познавательные задания, интерактивный формат проведения игры, реквизит.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря онлайн-сервису «Kahoot» воспитательные мероприятия становятся интереснее, качественнее, эффективнее. На их разработку затрачивается минимальное количество времени. Использование данного онлайн-сервиса позволяет сделать процесс обучения и воспитания интерактивным, более мобильным, учитывающим индивидуальные образовательные запросы обучающихся.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 15.05.2021)2. Башкатов, И. В. Информационные технологии в подготовке военных педагогов / И. В. Башкатов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38209/ (дата обращения: 12.05.2021).
3. Kahoot.com: [сайт]. – Сервис Kahoot. – URL: https://www.kahoot.com/ (дата обращения: 17.05.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.