Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf
Цель: дать учащимся представление о профессиях; помочь выявить способности к определенному виду деятельности; повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозор.
Задачи: развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, стимулировать учащихся к самопознанию, развивать монологическую речь учащихся, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.
Оборудование: проектор, презентация РowerPoint, аудиозапись музыкальной заставки, рисунки и сочинения детей «Моя будущая профессия», раздаточный материал.
Подготовительная работа с детьми:
1) предложить детям написать небольшие сочинения на тему: «Кем я хочу быть»;
2) подготовить рисунки « Моя будущая профессия»;
3) приготовить бумажные сердечки для учителей.
Ход мероприятия
У меня растут года,Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем нам заниматься?
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Ребята, этими словами из стихотворения Владимира Маяковского мы и начнём наш разговор о разных профессиях.
Придёт день, когда закончится ваша учёба в школе и перед вами станет вопрос: "Кем же мне стать? Какую профессию выбрать?". И мы сегодня с вами приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается более 50 тысяч. Выбор профессии – очень важный вопрос.
Словарная работа
- А что обозначает слово профессия? Вы работали со словарём Ожегова, искали значение этого слова.
- (Ответы учеников)
-Ваши ответы правильны. ПРОФЕССИЯ - основной род занятий, трудовой деятельности.
-Какие профессии вы знаете? (Ответы учащихся)
-Много профессий вы перечислили. Может ли человек сразу получить профессию? (Нет. Надо сначала учиться.)
-Где получают профессию? (В училищах, техникумах, институтах, университетах.)
-Чтобы окунуться в мир профессий, мы с вами проведём конкурсы. Для этого делимся на две команды, выбираем капитанов (названия команд, девиз-пословица). А в решении задач нам помогут знания по русскому языку и литературе.
-Итак, 1 задание капитанам. Капитан какой команды быстрее найдёт потерявшиеся инструменты (не менее 3 предметов) определённой профессии, та команда начнёт отвечать.
1. Игра «Кто потерял свой инструмент?».
В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:
ножницы
расчёска
калькулятор
кастрюля
бигуди
краски
кисть
гаечный ключ
мольберт
2. Загадки о профессиях.
- Ребята, а много профессий вы знаете? Попробуем разгадать загадки о них. Отвечаем поочерёдно.
1.Пассажиров он встречает
Их билеты проверяет,
Говорит, куда пройти,
Чаем потчует в пути.( проводник)
2.Кто по адресу любому
Подвезёт вас прямо к дому
На авто зеленоглазом?
Отвечайте, дети, сразу!(Таксист.)
3. Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.(Лесник.)
4. На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
5.Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
6.Он учит детишек
Читать и писать
Природу любить
Стариков уважать (учитель)
- Молодцы, с этим испытанием вы справились. А жюри подсчитывает очки. С героями разных профессий знакомились мы с вами и на уроках литературы. Проведём викторину. Кто быстрее поднимет руку?
3. Литературная викторина.
- Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (Почтальон)
- Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (Доктор)
- Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (Рыбак)
- Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик (Столяр)
- Назовите профессию двух сестёр-злодеек из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (ткачиха, повариха).
- Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (Звездочёт)
- Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (Портные)
- Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова (Милиционер)
- В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (Кучер)
- Кто спас Красную шапочку? (Охотники)
Подсчитываются очки.
- А теперь переходим к пословицам и поговоркам. Давайте вспомним, что такое пословица? (Ответы учащихся)
Пословицы могут быть на разные темы, их много о труде, о профессиях.
4. Следующее задание командам: завершить пословицы.
Умелые руки не знают... (скуки).
Без труда не вытащишь и рыбку из... (пруда).
Была бы охота — будет ладиться... (работа).
Кончил дело — гуляй... (смело).
Землю красит солнце, а человека... (труд).
Птица крепка в полете, а человек... (в труде).
Дерево смотри в плодах, а человека... (в делах).
Труд человека кормит, а лень... (портит).
5. Конкурс «Профессии – синонимы»
- Ребята, вспомните, какие слова называются синонимами?
- (Ответы учащихся.)
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
Адвокат – (защитник).
Врач – (доктор, лекарь).
Летчик – (пилот).
Педагог – (учитель, преподаватель).
Портной, портниха – (швец, швея).
Стоматолог – (дантист, зубной врач).
Сторож – (охранник).
Торговец – (продавец).
Фокусник – (факир, иллюзионист).
Шофер – (водитель).
Экскурсовод – (гид).
6. Русский язык очень богатый, звучный, красивый. Перед нами задача: отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии.
1.Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)
2.Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)
3.Не только справочник о каком- либо историческом месте, музее, но и прежнее название гида. (Путеводитель)
4.Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счет, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)
5.Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
6.Не только ученый – физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)
- А теперь скажите, чем являются эти слова с разными значениями, но одинаково звучащие? (Это омонимы)
Физкультминутка
«Профессии»
Мы в профессии играли:
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолете полетели.
Вдруг шоферами мы стали,
Руль в руках теперь у нас.
Быстро едем дружный класс.
А теперь на стройке мы
Кладем ровно кирпичи,
Раз кирпич и два, и три.
Строим дом мы, посмотри.
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
- Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам: Почему? (Ответы ребят).
- В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. И в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров люди по-разному относятся к своей работе. Но всё же, наверное больше людей, которые любят свою профессию, получают от труда удовлетворение и радость. Ведь не важно, кем человек работает. Но очень важно, как он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. В народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.
7 задание: Определите, о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке это сказано: «мастер своего дела», «работает спустя рукава», «золотые руки», «лень делает всякое дело трудным», «трудится не покладая рук», «работает, словно спит».
8. Конкурс «Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
· Она - стюардесса, он - … (стюард)
· Она - медсестра, он - … (медбрат)
· Он - доктор, она - … (доктор)
· Он - водолаз, она - … (водолаз)
· Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
· Он - поэт, она - … (поэтесса)
· Он - штукатур, она - … (штукатур)
· Он - повар, она - … (повар)
· Он - портной, она - … (портниха)
Подведение итогов.
- Итак, подведём итоги наших конкурсов, чья команда набрала больше очков. (Подводятся итоги, поздравления )
- Вы узнали о разных профессиях. Наверное, многие уже задумались, кем хотите стать в будущем. Дома вы написали сочинения и приготовили рисунки на тему «Моя будущая профессия». (Выставка рисунков)
(Выступления 2-3 учеников по своим рисункам, последний расскажет о выборе профессии учителя. Антропова Лида посвящает свою песню всем учителям и гостям). Стихи об учителе читают ученики:
1.Все профессии нужны,
Все профессии важны.
А сегодня и всегда
Нам нужны учителя!
2.Какое гордое призванье -
Давать другим образование,
Частицу сердца отдавать,
Пустые ссоры забывать.
3.Ведь с нами объясняться трудно,
Порою очень даже нудно.
Одно и то же повторять,
Тетради ночью проверять.
4.Спасибо вам за то, что вы,
Всегда бывали так правы.
Хотим мы пожелать,
Чтоб вы не знали бед,
Здоровья, счастья на сто лет!
5.Сердце учителя – слиток из золота,
Сколько судеб навеки там сковано.
Частичку сердечка хотим подарить,
На память сердечко хотим мы вручить!
Ученики вручают сердечки всем учителям, гостям.
- Молодцы, ребята! На этом мы завершаем наше занятие, но надеемся, что вы серьёзно отнесётесь к выбору профессии в будущем и станете хорошими специалистами. А наша задача сейчас – учиться и учиться, готовить себя к этому.
Библиографический список
1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд..–М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.2. В.П.Жуков. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Рус. яз..-Медиа, 2007. 649 с.