Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Думченко О. Ю. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Вопросы повышения финансовой грамотности имеют особую значимость для Российской Федерации. В силу исторических особенностей развития нашей страны преобладающая часть населения имеет довольно слабое представление о финансовых инструментах и финансовых рынках, что проявляется в недоверии к ним, тормозит развитие банковской системы, инвестиционных процессов. Все это не способствует экономическому росту, повышению уровня и качества жизни населения, которые традиционно считаются главными стратегическими задачами развития страны.
Документом, формулирующим цели и задачи государственной политики, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения РФ является Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации (2009 г.). На ее основе в мае 2017 года был подготовлен проект «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023гг», которая должна стать основой для скоординированной государственной политики в области повышения финансовой грамотности.
Система общего образования также участвует в реализации указанных государственных инициатив.
В основе нормативно-правового обеспечения преподавания финансовой грамотности в школе лежит, прежде всего, федеральный закон об образовании, а также федеральные государственные стандарты общего образования, которые, закладывают методологическую основу формирования финансовой грамотности в школе и содержат требования к результатам обучения, то есть то, без чего невозможно эффективно организовать образовательный процесс.
По инициативе Центрального банка РФ, в 2015-2016 гг. в ПООП ОО были включены дидактические единицы по финансовой грамотности. Так, в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» теперь входят вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.). Дидактические единицы, затрагивающие вопросы финансовой грамотности, присутствуют и в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в курсе обществознания.
Чему учить, как и ради чего – основные вопросы, на которые должен ответить учитель, приступая к обучению школьников финансовой грамотности. В ходе преподавания необходимо помочь школьнику сориентироваться в море информации по финансовым вопросам, овладеть определенными универсальными учебными действиями.
Образовательный процесс по формированию финансово грамотной личности, построенный в соответствии с требованиями ФГОС ОО, должен быть направлен на ее развитие в социальном, личностном, познавательном и коммуникативном плане,
Предметная модель обучения подразумевает формирование финансовой грамотности в рамках отдельного предмета «Основы финансовой грамотности», а также соответствующих элективных и факультативных курсов. В первую очередь такая модель направлена на формирование у обучающихся предметных результатов обучения. Однако системно-деятельностный подход ориентирован на формирование не только предметных результатов обучения, но и личностных и метапредметных, в связи с чем, использования только предметной модели обучения финансовой грамотности недостаточно, она должна дополняться реализацией контекстной, внеурочной, проектной модели образовательного процесса.
Контекстная модель обучения предполагает формирование финансовой грамотности в рамках изучения общеобразовательных и профильных предметов. Так, уже в начальной школе можно изучать основы финансовой грамотности на уроках математики, окружающего мира и технологии. В средней школе задания по финансовой грамотности можно интегрировать практически в любой предмет.
Контекстную модель обучения финансовой грамотности можно реализовывать в школе с помощью разработки проектов и решения контекстных задач.
В рамках проекта решается набор учебных задач межпредметного характера, которые обычно объединены общим сюжетом, связанным с решением финансовой проблемы. В качестве сюжета выступают реальные ситуации и проблемы, которые должны вызывать естественный интерес у обучающихся в соответствии с их возрастом. Например, в качестве такого коллективного проекта может выступить совместная подготовка к празднику, к поездке в другой город, к туристическому походу, к благотворительному мероприятию, в том числе с учетом финансовых аспектов). В старших классах проектная деятельность в большей степени ориентирована на поисково-научный, творческий характер. Школьники, оформляя презентации, стараются заинтересовать слушателей именно своим решением поставленной проблемы. Например, создают проекты «Финансовый план нашего класса на год», где, анализируя возможности и потребности класса в поездках, оформлении помещения или участии в конкурсе, разрабатывают план доходов и расходов на учебный год.
Также проектная деятельность является одним из основных приемов при проведении итоговых работ по теме. В качестве примера деятельности такого рода можно привести работу, выполненную шестиклассниками на уроке обществознания «Государство – это мы!». Изучив весь материал, поняв, как взаимодействуют семья и государство, учащиеся оформляют проект в виде презентации, где четко обозначают свою модель государства, его налоговую и социальную политику. Каждая группа объясняет, как принималось решение о пособиях и налогах, делается совместный вывод, что этот вопрос стоит в прямой зависимости от степени наполнения государственного бюджета.
Еще одним эффективным способом формирования финансовой грамотности в школе в рамках изучения общеобразовательных предметов выступает решение контекстных задач.
Использование контекстных задач выражается в том, что преподаватель создает на уроке реальную или моделирует ситуацию из практической жизни и предлагает обучающимся стать ее активными участниками, решить ее, для чего необходимо использовать знания и навыки из различных предметных областей.
В качестве примера приведу сюжет контекстной задачи, которую можно использовать на уроках математики: «Марина хочет приобрести смартфон последней модели, для этого ей необходимо иметь определенную сумму денег. Некоторую сумму она может накопить, если будет еженедельно откладывать карманные деньги, которые ей дают родители. Кроме того, она может заработать деньги, подрабатывая в свободное от учебы время курьером. Смартфон родители могут купить для Марины в кредит, с условием, что она будет компенсировать им все выплаты по кредиту. Известна сумма карманных денег, которые дают родители Марине, заработная плата курьера, различные кредитные предложения банков. Необходимо рассчитать оптимальный вариант накопления денег для покупки».
С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики, то есть формируются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучения, как того требуют ФГОС.
Внеурочная модель обучения основана на формировании финансовой грамотности путем ориентации системы дополнительного образования и воспитательной работы с учащимися на финансовое просвещение.
Как показывает практический опыт, наиболее эффективной формой реализации данной модели является постоянно действующий клуб (например, Клуб финансовых умников или финансовых гениев). Клубная форма организации внеурочной работы способствует повышению мотивации обучающихся на постоянной основе участвовать во внеурочной деятельности, стимулирует проявление творчества, самореализации, развитие навыков самопрезентации и ораторского искусства.
Широкое и систематическое использование внеурочной модели организации обучения финансовой грамотности направлено на достижение обучающимися личностных результатов обучения (помогает формировать желаемые качества личности), а также метапредметных результатов во всей их совокупности (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Таким образом, относительно новая предметная область – основы финансовой грамотности получила свое развитие в общеобразовательной школе в плане разработки методологических и методических аспектов, нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения, содержательного наполнения.
Можно смело надеяться, что детям финансовое образование даст представление о ценности денег, заложит фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи оно сможет помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами.

Библиографический список:

1.       О подготовке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности. URL: http://bujet.ru/article/ 280054.php (дата обращения: 12.09.2019).
2.       Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из прав.-правовой системы «Гарант».
2.
3.       Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
4.       Блинова Е. Что такое контекстная задача? [Электронный ресурс] / Е. Блинова // Режим доступа: // http://ps.1september.ru /view_article.php?ID=201001815.
2020