НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Бахтина И.В. Учение с увлечением или некоторые приемы, позволяющие поддерживать интерес учащихся в течение всего урока (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Слова Конфуция достаточно точно выражают тенденции в образовании, на которых акцентируется внимание в связи с введением ФГОС. Каждый педагог прекрасно понимает, что коренным образом меняется сам смысл понятия «современный урок», и на любом его этапе характер взаимодействия учителя и ученика не может оставаться прежним.
Можно выстроить логическую последовательность взаимосвязанных этапов урока, на примере которой отчетливо будет прослеживаться смещение акцентов с пассивного восприятия информации учениками на осознанное получение ими новых знаний в процессе взаимодействия с учителем: Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками Актуализация учениками своих знаний → Поиск решения проблемы учениками → Выражение решения → Применение знаний учениками.
Становится очевидным, что единственно верный путь при движении в данном направлении – это открытие знаний вместе с детьми. Но верный – это не значит простой, это не значит легкий, это не значит, что для каждого – увлекательный. Да, законы физики нельзя упростить, формулы приходится учить, а это нелегко, но сделать путь познания интересным, а урок увлекательным, информативным, запоминающимся – это задача выполнимая.
В качестве примера приведу урок в 7 классе по теме «Механическая работа» (учебник «Физика – 7 класс», автор А. В. Пёрышкин). Он построен в форме путешествия по маршруту, где ученикам по пути в «Волшебную страну знаний» придется пройти через «Лес вопросов», переправиться через «Реку загадок», а затем миновать «Развилку сомнений», чтобы проверить новые знания «на прочность» (рисунок 1). На уроке используется презентация Power Point с одноименным названием [2].

Рисунок 1. Карта нашего маршрута


Цель данного урока напрямую связана с целями предшествующих уроков и является их логическим продолжением, что позволяет сделать ее доступной для понимания обучающимися и мотивировать их на ее достижение. И, хотя, это урок изучения нового материала, выстаивается он с опорой на знания, полученные учащимися ранее, что определило его структуру: кратковременный опрос, подготовка к восприятию нового материала, изучение нового материала, предусматривающее максимальное количество времени, а также его первичное закрепление и рефлексия.
Взаимные связи между частями урока тщательно продуманы, все этапы ведут к достижению поставленной цели, и при этом представлены в интересной для детей игровой форме, ведь для семиклассников это первый год изучения физики, когда важной задачей является привитие любви к предмету, а также формирование познавательной активности ребят. Немаловажным является тот факт, что каждый из «игровых» элементов, решает и строго определенные задачи:
·          «Лес вопросов» – здесь проверяется усвоение изученного ранее материала, и одновременно ведется подготовка к восприятию нового;
·          «Река загадок» – этап, нацеленный на развитие умений использовать полученные ранее знания при ответе на поставленный вопрос, и, в то же время, через постановку проблемы подводящий учащихся к осознанию и принятию цели урока;
·          «Волшебная страна знаний» используется для достижения поставленной цели – получения новых знаний в процессе активной деятельности;
·          « Развилка сомнений» - это этап закрепления полученных учащимися знаний, выявления имеющихся пробелов и, как следствие, их дальнейшее устранение;
·          «Ранец познаний» – это элемент, играющий роль «палочки-выручалочки», ведь в нем собраны важнейшие фрагменты ранее изученного материала, и самые важные новые понятия текущего урока также попадают в него. Он связывает воедино все использованные элементы, причем на различных этапах урока;
А теперь остановимся подробнее на каждом из этапов маршрута.
«Лес вопросов»: ученикам предстоит последовательно ответить на шесть вопросов, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов, но из них только один правильный [2, слайды №№ 4, 5, 6, 7, 8]. Анимация в презентации настроена таким образом, что правильный ответ автоматически перемещается в «Ранец познаний». Вопросы:
1)       Может ли тело изменять свою скорость без действия на него другого тела?
2)       Причиной изменения скорости тела является…
3)       Как (какой буквой) обозначается сила?
4)       Направление силы тяжести правильно изображено на рисунке…
5)       На каком рисунке правильно изображена сила трения?
6)       Инерция – это явление сохранения…
«Река загадок»: здесь ученикам придется потрудиться, чтобы решить непростую физическую задачку. Только найдя правильный ответ, они увидят мостик, который откроет им дальнейший путь [2, слайд № 10].
Задача: Однажды человеку потребовалось выкопать яму. Работа заняла у него два дня. Закончив работу, он с удивлением обнаружил, что масса земли, которую он извлек из ямы в первый и второй дни, оказалась совершенно одинакова. И тут человек задумался: одинаковые ли силы он приложил, доставая землю из ямы в первый и второй день?

Рисунок 2. Река загадок


Ученики записывают формулу силы тяжести и приходят к выводу, что силы, приложенные человеком в первый и второй дни, были одинаковы. После правильного ответа на слайде появляется мостик, по которому можно пройти прямо к «Волшебной стране знаний».
«Волшебная страна знаний». Когда ученики достигли этого этапа, учитель концентрирует их внимание словами: «Ой, ребята, оказывается, предыдущая задача сформулирована мной не до конца. Слушайте дальше». После этого звучит продолжение задачи: « Странно, – подумал человек, - массы земли одинаковые, получается, что работу я сделал одинаковую, а вот устал во второй день сильнее».
Далее следует вопрос учителя: « Можете ли вы сейчас помочь человеку и подсказать, одинаковую ли он выполнил работу?». Естественно, дети ответят: « Нет». А вот на следующий вопрос: «А как вы думаете, в «Волшебной стране знаний» можно найти ответ на этот вопрос?», они дадут утвердительный ответ. Таким приемом ученики подводятся к осознанию того, что на уроке речь пойдет о работе, ведь только после знакомства с этой физической величиной они смогут дать правильный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Этот этап урока занимает основную часть времени, причем изучение нового материала ведется с использованием эвристического метода, который способствует включению учеников в активную деятельность, они анализируют предложенные учителем ситуации, делают выводы с использованием имеющихся у них знаний, при необходимости обращаясь к «Ранцу познаний». Все определения, обозначения, формулы, выводы обучающиеся записывают в тетрадь [2, слайды №№ 11,12,13,14,15].
« Развилка сомнений» ждет учеников после того, как они покидают «Волшебную страну знаний». Здесь, работая фронтально, а затем в группах, они будут опираться и на новые знания.
a)       Фронтальная работа по вопросам [2, слайд №16];
b)       Работа по карточкам в группах (по 2 - 4 человека в зависимости от количества учеников в классе) [2, слайд №17].
Проверка правильности выполнения заданий в группах осуществляется следующим образом: решения комментирует представитель той группы, которая первой справилась с заданием. Содержание карточек при этом демонстрируются на экране, в обсуждении принимает участие весь класс, исправляются имеющиеся ошибки, вносятся корректировки и дополнения в ответы учащихся.
Особо хотелось бы обратить внимание на то, что задания в карточках тесно увязаны с содержанием вопросов, на которые отвечали ученики, преодолевая первый этап – «Лес вопросов» (Рисунок 3).
Рисунок 3. Содержание карточек для работы в группах.


с) Итог преодоления «Развилки сомнений» – ответ на тот вопрос, который мотивировал обучающихся на получение новых знаний: Одинаковая ли работа была совершена человеком в первый и второй день. [2, слайд №18].
Опираясь на полученные знания, оценивая ситуацию, описанную в задаче, и, используя формулу механической работы, ученики приходят к выводу о том, что работы не одинаковы. (Рисунок 4).

Рисунок 4. Итоговый вопрос.


После успешного преодоления «Развилки сомнений» учащиеся записывают домашнее задание: §53, Упр. 28 (№ 2, 3)
Рефлексия: здесь учитель предлагает учащимся финальный «тест», говоря о том, что он несколько отличается от тех тестов, с которыми сегодня на уроке шла работа – в нем может быть несколько правильных ответов [2, слайд №20]. Правила выполнения теста таковы:
•          Если вы хотите дать положительный ответ, то поднимаете обе руки;
•          Если ответ отрицательный, вы совсем не поднимаете руку;
•          Если же вы не знаете, что ответить, то поднимаете одну руку.
Дети отвечают, поднимая или не поднимая руку/руки.

Библиографический список

1. Перышкин Александр Васильевич. Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Перышкин. – 5-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2016. – 224 с.: ил.
2. Презентация "Механическая работа" [Электронный ресурс]: Персональный сайт учителя физики Бахтиной Ирины Владимировны. URL: https://bakhtinairina.ucoz.ru/load/prezentacii_7_klass/mekhanicheskaja_rabota/8-1-0-8 (дата обращения 30.07.2019).
2019