Библиографическое описание:
Исаева Ю.М. Возможности сервисов Яндекса в работе учителя русского языка и литературы // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Актуальность использования сервисов Яндекса в работе современного учителя русского языка и литературы не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время информационно-коммуникативными технологиями должен владеть каждый обучающийся и, конечно, учитель.
Одним из важных критериев новой школы является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Действительно, школьник должен грамотно использовать цифровые технологии, электронные средства коммуникации для получения информации, её интерпретации, оценки, а также для производства информации и для её трансляции. Поэтому целесообразно рассмотреть инструменты, которые учитель русского языка и литературы может использовать в своей работе.
Можно отталкиваться от изучения сетевых ресурсов с помощью различных форм работы, так как знания и умения в области использования ИКТ и сотрудничество - это составляющие навыков ученика XXI века, что позволит школьникам быть успешными в будущем.
Наибольшую популярность у современных учителей русского языка и литературы, равно как и у их учеников, получили сервисы и инструменты Яндекса. Их преимущество – это наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс.
Яндекс.Диск – это облачное хранилище данных, позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете. Используя Яндекс.Диск можно организовать работу с пакетом офисных программ –Документов- в Интернете.
Ниже отмечены положительные стороны Яндекс.Документов:
· использование Яндекс.Документов бесплатно. Доступ ко всем базовым возможностям осуществляется в течение неограниченного времени;
· регистрацию достаточно пройти один раз;
· интерфейс русскоязычный, похож на офисные приложения;
· возможность коллективной работы при создании документов;
· облачное хранение данных, что дает возможность доступа к документам и редактирование их с любого компьютера (портативного устройства), подключённого к сети;
· публикация документов в Интернете с разграничением права доступа (общедоступно; пользователям, у которых есть ссылка; всем, кому дано разрешение);
· автоматическое сохранение изменений, возможность возврата к предыдущей редакции;
· возможность сохранять на компьютер созданные документы, используя различные форматы.
Далее целесообразно более подробно рассмотреть, как можно использовать Яндекс.Документы при изучении русского языка и литературы в основной школе.
Яндекс.Документ позволяет выполнять различные задания. В нем может быть подготовлен реферат, доклад по какой-либо теме. В отличие от обычного печатного документа в такой реферат могут быть вставлены интерактивные фрагменты, ссылки на внешние ресурсы. Реферат, созданный в Яндекс.Документе, можно опубликовать на сайте, в блоге, социальной сети или отправить ссылку на него по электронной почте. Автор документа может дать разрешение на комментирование или редактирование документа другим пользователям.
Яндекс.Документ может быть использован как электронный рабочий лист, позволяющий формировать навыки работы с текстом. Например, по заданию необходим анализ текста и выделение его фрагментов. Следуя инструкции, ученик создает копию рабочего листа, называет своим именем, выполняет задание (например, маркирует фрагменты текста, выделяя их различными цветами), дает доступ и размещает в электронной среде.
Задания могут быть различного характера. Например, на уроке литературы ребята читали текст из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов «История создания поэмы «Мцыри». Статья насыщена фамилиями и названиями произведений, которые дети не знают. Возникло желание узнать о них больше и рассказать широкому кругу читателей. Статья была скопирована в Яндекс.Документ и снабжена гиперссылками, ведущими на материал об упоминаемых в статье людях и произведениях.
Работа в текстовом документе может быть индивидуальной или групповой. Например, заполнение таблицы с вопросами, созданной учителем.
Можно предложить каждому ученику ответить на индивидуальный вопрос, а можно поразмышлять над заданием группой. Для выполнения группового задания ребятам необходимо не только самим найти решение, но и анализировать предложенные другими участниками варианты, отстаивать свою точку зрения, выбирать оптимальные пути решения. Общение может происходить на странице документа, на полях (функция «Комментарии»), в группе Сферума или в любом другом чате. Групповая организация работы способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Презентации в Яндексе – это инструмент для создания и редактирования презентаций в Интернете. Главное преимущество таких презентаций – это возможность коллективной работы. Создавая презентацию одновременно, ребята могут видеть результат работы каждого, обсуждать его здесь же на слайдах презентации или в комментариях, а могут воспользоваться чатом. Чаще всего такие презентации выполняются дома, когда дети находятся на удалённом расстоянии друг от друга. Такая презентация позволяет впечатать текст или вставить сохранённый, загрузить изображения и видео как с компьютера, так и с Интернета. Есть возможность рисования организационных и структурных диаграмм, блок-схем. Слайды презентации можно форматировать, включать анимацию, добавлять эффекты перехода между слайдами. Готовую презентацию можно сохранить в форматах PDF, PPTX и TXT, опубликовать на веб-сайте.
Презентация позволяет визуализировать материал, сделать его интерактивным. Она может быть наглядной поддержкой доклада, «обучалкой», презентацией-квестом, тренажёром, фотоальбомом (например, поэтов-акмеистов) и т.д. Очень удобна такая презентация в работе над проектами. В такой презентации каждый участник проекта может представить себя, располагая фотографию и информацию о себе на отдельных слайдах. В ходе работы над проектом группа может составлять презентацию о проведённых исследованиях.
Таблицы в Яндексе позволяют создавать таблицы в Интернете. Таблицы интуитивно понятны, обладают стандартным набором возможностей таблиц Exсel. Их можно редактировать, предоставлять доступ для совместной работы. Готовые таблицы можно сохранить на жесткий диск компьютера в форматах XLS, CSV, TXT, ODS, PDF и HTML или встроить на веб-сайт. Использовать их можно для составления хронологических таблиц жизни и творчества писателей, сравнительных характеристик героев, графических оформлений правил по русскому языку, а также списка литературы на лето. Также возможно использование таблиц для оформления хода работы над этапами проекта и для взаиомооценивания.
Яндекс.Формы позволяют создавать опросники, анкеты, викторины и тесты различного характера. В них можно выбрать следующие типы вопросов: текст, текст (абзац), один из списка, несколько из списка, выпадающий список, шкала, сетка, дата, время.
Возможности Яндекс.Форм позволяют создавать тесты в формате ГИА как по русскому языку, так и по литературе. Но тексты развернутых ответов лучше выполнять отдельно, так как они объёмны.
Яндекс.Формы можно вставить на веб-сайт или дать на них ссылку. Статистику и результаты заполнения формы можно просмотреть сразу же в таблице. Такую таблицу с ответами можно сделать общедоступной, дать правильные ответы, и тогда учащиеся смогут самостоятельно сравнить свои результаты с образцом и оценить свою работу.
Если тест носит контролирующий характер, то доступ к таблице ответов не даётся.
С помощью сервиса Яндекс.Арт можно создавать иллюстрации, схемы, загружать изображения с жесткого диска компьютера и Интернета. Например, изучая тему «Морфологические признаки имён существительных», ученики могут составить кластер в рисунках Яндекса.
Созданные в Яндекс.Документах материалы можно распределить по папкам. Это позволяет систематизировать накопленный материал. Все изменения видны на странице Яндекс.Диска. Можно видеть: какие документы принадлежат учителю, к каким предоставлено право доступа, когда вносились последние изменения и т.д.
Также в образовательных сервисах Яндекса есть платформа Яндекс.Учебник. Она позволяет назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, а также использовать карточки с заданиями даже во время урока, если есть проектор.
Кроме того, на ЯндексУчебнике есть раздел для учителей, где можно бесплатно пройти курсы повышения квалификации, прослушать различные вебинары и по окончании обучения получить сертификат Яндекса.
Таким образом, Яндекс имеет широкие образовательные возможности:
· работать в любом удобном месте, с любого устройства с выходом в Интернет. Это актуально во время дистанта, а также для работы с учащимися, находящимися на альтернативных формах обучения;
· сделать хранящуюся информацию общедоступной или доступной для определенных лиц; либо наоборот, надежно защитить против доступа посторонних лиц;
· установить Яндекс.Диск на рабочем столе и отображать информацию в обычном формате круглосуточно.
Кроме того, при помощи сервисов Яндекса учитель русского языка и литературы может:
· размещать, хранить, обмениваться, корректировать информацию, пополнять собственные папки с файлами;
· взаимодействовать, обмениваться информацией с другими педагогами, а также с учащимися, их родителями (законными представителями) и администрацией школы;
· собирать информацию и транслировать опыт одновременно;
· отслеживать свою профессиональную деятельность в системе;
· пройти курсы повышения квалификации;
· повысить уровень компетентности в ИК-технологиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Яндекс оказывает неоценимую помощь в деятельности современного учителя русского языка и литературы, причем на всех этапах организации образовательного процесса.
Библиографический список
1. Инструменты Яндекса на службе учителя [Электронный ресурс]. URL: https://teacher.yandex.ru/posts/instrumenty-yandeksa-na-sluzhbe-uchitelya (дата обращения: 20.12.2023).
2. Морозова О.В. Сервер Яндекс-диск в работе с педагогами [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2022/03/15/server-yandeks-disk-v-rabote-s-pedagogami (дата обращения: 11.12.2023).
Исаева Ю.М. Возможности сервисов Яндекса в работе учителя русского языка и литературы // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Актуальность использования сервисов Яндекса в работе современного учителя русского языка и литературы не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время информационно-коммуникативными технологиями должен владеть каждый обучающийся и, конечно, учитель.
Одним из важных критериев новой школы является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Действительно, школьник должен грамотно использовать цифровые технологии, электронные средства коммуникации для получения информации, её интерпретации, оценки, а также для производства информации и для её трансляции. Поэтому целесообразно рассмотреть инструменты, которые учитель русского языка и литературы может использовать в своей работе.
Можно отталкиваться от изучения сетевых ресурсов с помощью различных форм работы, так как знания и умения в области использования ИКТ и сотрудничество - это составляющие навыков ученика XXI века, что позволит школьникам быть успешными в будущем.
Наибольшую популярность у современных учителей русского языка и литературы, равно как и у их учеников, получили сервисы и инструменты Яндекса. Их преимущество – это наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс.
Яндекс.Диск – это облачное хранилище данных, позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете. Используя Яндекс.Диск можно организовать работу с пакетом офисных программ –Документов- в Интернете.
Ниже отмечены положительные стороны Яндекс.Документов:
· использование Яндекс.Документов бесплатно. Доступ ко всем базовым возможностям осуществляется в течение неограниченного времени;
· регистрацию достаточно пройти один раз;
· интерфейс русскоязычный, похож на офисные приложения;
· возможность коллективной работы при создании документов;
· облачное хранение данных, что дает возможность доступа к документам и редактирование их с любого компьютера (портативного устройства), подключённого к сети;
· публикация документов в Интернете с разграничением права доступа (общедоступно; пользователям, у которых есть ссылка; всем, кому дано разрешение);
· автоматическое сохранение изменений, возможность возврата к предыдущей редакции;
· возможность сохранять на компьютер созданные документы, используя различные форматы.
Далее целесообразно более подробно рассмотреть, как можно использовать Яндекс.Документы при изучении русского языка и литературы в основной школе.
Яндекс.Документ позволяет выполнять различные задания. В нем может быть подготовлен реферат, доклад по какой-либо теме. В отличие от обычного печатного документа в такой реферат могут быть вставлены интерактивные фрагменты, ссылки на внешние ресурсы. Реферат, созданный в Яндекс.Документе, можно опубликовать на сайте, в блоге, социальной сети или отправить ссылку на него по электронной почте. Автор документа может дать разрешение на комментирование или редактирование документа другим пользователям.
Яндекс.Документ может быть использован как электронный рабочий лист, позволяющий формировать навыки работы с текстом. Например, по заданию необходим анализ текста и выделение его фрагментов. Следуя инструкции, ученик создает копию рабочего листа, называет своим именем, выполняет задание (например, маркирует фрагменты текста, выделяя их различными цветами), дает доступ и размещает в электронной среде.
Задания могут быть различного характера. Например, на уроке литературы ребята читали текст из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов «История создания поэмы «Мцыри». Статья насыщена фамилиями и названиями произведений, которые дети не знают. Возникло желание узнать о них больше и рассказать широкому кругу читателей. Статья была скопирована в Яндекс.Документ и снабжена гиперссылками, ведущими на материал об упоминаемых в статье людях и произведениях.
Работа в текстовом документе может быть индивидуальной или групповой. Например, заполнение таблицы с вопросами, созданной учителем.
Можно предложить каждому ученику ответить на индивидуальный вопрос, а можно поразмышлять над заданием группой. Для выполнения группового задания ребятам необходимо не только самим найти решение, но и анализировать предложенные другими участниками варианты, отстаивать свою точку зрения, выбирать оптимальные пути решения. Общение может происходить на странице документа, на полях (функция «Комментарии»), в группе Сферума или в любом другом чате. Групповая организация работы способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Презентации в Яндексе – это инструмент для создания и редактирования презентаций в Интернете. Главное преимущество таких презентаций – это возможность коллективной работы. Создавая презентацию одновременно, ребята могут видеть результат работы каждого, обсуждать его здесь же на слайдах презентации или в комментариях, а могут воспользоваться чатом. Чаще всего такие презентации выполняются дома, когда дети находятся на удалённом расстоянии друг от друга. Такая презентация позволяет впечатать текст или вставить сохранённый, загрузить изображения и видео как с компьютера, так и с Интернета. Есть возможность рисования организационных и структурных диаграмм, блок-схем. Слайды презентации можно форматировать, включать анимацию, добавлять эффекты перехода между слайдами. Готовую презентацию можно сохранить в форматах PDF, PPTX и TXT, опубликовать на веб-сайте.
Презентация позволяет визуализировать материал, сделать его интерактивным. Она может быть наглядной поддержкой доклада, «обучалкой», презентацией-квестом, тренажёром, фотоальбомом (например, поэтов-акмеистов) и т.д. Очень удобна такая презентация в работе над проектами. В такой презентации каждый участник проекта может представить себя, располагая фотографию и информацию о себе на отдельных слайдах. В ходе работы над проектом группа может составлять презентацию о проведённых исследованиях.
Таблицы в Яндексе позволяют создавать таблицы в Интернете. Таблицы интуитивно понятны, обладают стандартным набором возможностей таблиц Exсel. Их можно редактировать, предоставлять доступ для совместной работы. Готовые таблицы можно сохранить на жесткий диск компьютера в форматах XLS, CSV, TXT, ODS, PDF и HTML или встроить на веб-сайт. Использовать их можно для составления хронологических таблиц жизни и творчества писателей, сравнительных характеристик героев, графических оформлений правил по русскому языку, а также списка литературы на лето. Также возможно использование таблиц для оформления хода работы над этапами проекта и для взаиомооценивания.
Яндекс.Формы позволяют создавать опросники, анкеты, викторины и тесты различного характера. В них можно выбрать следующие типы вопросов: текст, текст (абзац), один из списка, несколько из списка, выпадающий список, шкала, сетка, дата, время.
Возможности Яндекс.Форм позволяют создавать тесты в формате ГИА как по русскому языку, так и по литературе. Но тексты развернутых ответов лучше выполнять отдельно, так как они объёмны.
Яндекс.Формы можно вставить на веб-сайт или дать на них ссылку. Статистику и результаты заполнения формы можно просмотреть сразу же в таблице. Такую таблицу с ответами можно сделать общедоступной, дать правильные ответы, и тогда учащиеся смогут самостоятельно сравнить свои результаты с образцом и оценить свою работу.
Если тест носит контролирующий характер, то доступ к таблице ответов не даётся.
С помощью сервиса Яндекс.Арт можно создавать иллюстрации, схемы, загружать изображения с жесткого диска компьютера и Интернета. Например, изучая тему «Морфологические признаки имён существительных», ученики могут составить кластер в рисунках Яндекса.
Созданные в Яндекс.Документах материалы можно распределить по папкам. Это позволяет систематизировать накопленный материал. Все изменения видны на странице Яндекс.Диска. Можно видеть: какие документы принадлежат учителю, к каким предоставлено право доступа, когда вносились последние изменения и т.д.
Также в образовательных сервисах Яндекса есть платформа Яндекс.Учебник. Она позволяет назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, а также использовать карточки с заданиями даже во время урока, если есть проектор.
Кроме того, на ЯндексУчебнике есть раздел для учителей, где можно бесплатно пройти курсы повышения квалификации, прослушать различные вебинары и по окончании обучения получить сертификат Яндекса.
Таким образом, Яндекс имеет широкие образовательные возможности:
· работать в любом удобном месте, с любого устройства с выходом в Интернет. Это актуально во время дистанта, а также для работы с учащимися, находящимися на альтернативных формах обучения;
· сделать хранящуюся информацию общедоступной или доступной для определенных лиц; либо наоборот, надежно защитить против доступа посторонних лиц;
· установить Яндекс.Диск на рабочем столе и отображать информацию в обычном формате круглосуточно.
Кроме того, при помощи сервисов Яндекса учитель русского языка и литературы может:
· размещать, хранить, обмениваться, корректировать информацию, пополнять собственные папки с файлами;
· взаимодействовать, обмениваться информацией с другими педагогами, а также с учащимися, их родителями (законными представителями) и администрацией школы;
· собирать информацию и транслировать опыт одновременно;
· отслеживать свою профессиональную деятельность в системе;
· пройти курсы повышения квалификации;
· повысить уровень компетентности в ИК-технологиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Яндекс оказывает неоценимую помощь в деятельности современного учителя русского языка и литературы, причем на всех этапах организации образовательного процесса.
Библиографический список
1. Инструменты Яндекса на службе учителя [Электронный ресурс]. URL: https://teacher.yandex.ru/posts/instrumenty-yandeksa-na-sluzhbe-uchitelya (дата обращения: 20.12.2023).
2. Морозова О.В. Сервер Яндекс-диск в работе с педагогами [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2022/03/15/server-yandeks-disk-v-rabote-s-pedagogami (дата обращения: 11.12.2023).