Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Каушан Е.В., Шевченко Д.И., Финк О.Н. Особенности работы по созданию ситуации успеха для детей-сирот как основной фактор выявления склонностей и одаренности

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


С раннего возраста ребёнок начинает осознавать факт своего существования. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, склонны переоценивать себя. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Педагог социальной организации формирует личность ребёнка, развивает его всесторонне. Каждый ребенок индивидуален, к каждому ребёнку необходим свой подход. Этот подход реализуется через общение педагога и ребенка. Общение педагога с ребёнком происходит по-разному. Как общается педагог, оценивает его поступки, указывает на них, зависит от него самого. Если в этом общении нет любви, заботы, привязанности к ребенку, то ребенок становится, замкнут, безразличен, агрессивен, у ребёнка занижается собственная самооценка. Вот почему так важна роль общения педагога с воспитанником. Ведь невозможна без педагогического общения деятельность ни учителя, ни воспитателя, ни музыкального руководителя, ни инструктора физического воспитания. И успех педагогического взаимодействия определяется тем, насколько совершенно педагог владеет технологией создания ситуации успеха, которая окажет позитивное воздействие на самооценку детей. Зачастую бывает так, что педагоги не всегда взаимодействуя с детьми, умеют создать ситуацию успеха, что в свою очередь, оказывает влияние на уровень самооценки ребёнка.
Таким образом, можно сказать, что ситуация успеха созданная в педагогическом взаимодействии влияет на развитие самооценки дошкольника. Детям важно понять, потребность построения модели взаимодействия, которая, создавая ситуацию успеха для ребёнка и его общения с окружающим миром, стимулирует развитие самооценки. В связи с этим, объектом будет развитие самооценки ребёнка.
Главный смысл деятельности педагога в организациях для детей - сирот состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога. Надёжным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, детям при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ребёнка, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке педагога. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Проживая ситуацию успеха, ребёнок приобретает достоинства. К тому же, ситуация успеха порождает удовлетворённость жизнью на данный момент, а это есть нечто иное как счастье в одной его разновидности.
Рассмотрим ситуацию успеха поэтапно:
- Доброжелательность окружающих, является первейшим условием создания ситуации успеха: расположенность вокруг сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидания исполнения и интерес к будущему результату – всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность субъекта. Последнее можно повысить за счёт высокой мотивации, предполагаемой деятельности.
Подчёркивание значимости наполняет большей уверенностью в своих силах.
- Снятие страха. Особая операция, она всё-таки необходима для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудаче. Поэтому педагог непременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно. Если даже не получится, ни чего страшного, мы поищем другой способ..» или же «Мы же рядом, мы все готовы помочь». Операция «снятия страха» поддерживается другим операционным воздействием.
- Скрытая инструкция, это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на собственные ресурсы и уметь до конца их исчерпывать без поддержки более сильных; но сейчас он пока не справиться с работой, потому что неопытен, неумел, робеет. Педагог произносит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с …», или же «Здесь вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребёнка, он видит ту картину предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление даёт основание для самостоятельных шагов субъекта.
- Авансирование, это дружеское положительное подкрепление. Авансирование – оглашение достоинств, которые ещё не умеет проявлять человек, но которыми его наделяют окружающие. Например, если сказать ребенку: «У тебя, такого талантливого (умного, нежного, сильного…) непременно получится хорошо…» - то мера психологической свободы увеличивается, вера с себя повышается, быстрее работает сознание.
- Персональная исключительность, усиленное положительное подкрепление. Эта операция очень тонкая и изящная. Её парадигма: «Только вы и могли бы…», «Именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта. Совокупность этих операций дополняется педагогическим внушением – экспрессивным, интонационно насыщенным, мимически оформленным и пластически отражённым способом убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической политики, меры её развитости у конкретного педагога, но ни в коем случае не от гипнотических воздействий.
- Венчать систему педагогических операций будет оценка полученного ребёнком продукта деятельности. Она станет определять, переживёт ли, в конце концов, ребёнок ситуацию успеха. У неё есть своя сущностная характеристика: это должна быть оценка детали, но не целостное оценивание произведённого. Вот как она будет выглядеть: «Особенно тебе удалось…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой момент…».
Таким образом, разработка педагогической технологии построенной на взаимодействии педагога с ребёнком (субъект – субъектного взаимодействия, сотрудничества) направлена на повышение самооценки воспитанника, так как в итоге этой работы активируется все личностные ресурсы ребёнка.
Рассмотрим некоторые приёмы по созданию успеха:
1. Доброжелательность окружающих.
2.«Похвала». Мы с вами знаем, какой преобладающий тон педагогических отношений. Ребёнок может услышать из уст воспитателя: «лентяй», «хулиган» и т. п. Они ложатся на сознание и душу ребенка тяжелой гирей, унижая его человеческое достоинство. Очень важно внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться к его плечу, показать ему свою способность быть добрым – в этом залог успешного воспитания.
3. «Авансирование успеха». Незаметная для глаза ребёнка помощь воспитателя может быть залогом успеха, особенно у неуверенных, робких детей.
4. «Эмоциональное поглаживание». Воспитатель с легкостью раздает комплименты. Эти слова не являются только похвалой, часто это констатация факта.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Создавая ситуацию успеха, педагог тем самым формирует у ребёнка умение использовать те приёмы, которые создают ситуацию успеха. Личностное развитие (повышение самооценки) невозможно без участия взрослого (в педагогическом взаимодействии).
Таким образом, на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной воспитательной системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.
Библиографический список:
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176с
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. Психологии. 1979. №2. С.56. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? М.: Просвещение. 1991 – 169с.
3. Бондарь Е. И. Создание ситуации успеха – условие развития одаренной личности //Одаренный ребенок. – 2008. – № 3. – С. 93–97.
4. http://nsportal.ru
5. http://mdou-44.68edu.ru
6. http://www.maam.ru
7. http://refleader.ru
2019