Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
Методическая разработка образовательного проекта «Семейные реликвии». Развитие информационных компетенций с помощью метода проектов
Целевая направленность данного проекта – введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры.
Объединение полученных знаний в творческой работе помогает расширить духовное пространство ребенка, поможет познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.
Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью, определяется необходимостью реализации метода проекта в методику преподавания предметов изобразительного искусства, для достижения нового результата образования.
Проект ориентирован на развитие художественно-творческих способностей детей в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка. Проект направлен на реализацию таких развивающих функций продуктивной деятельности как: развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала.
Цель: знакомство подрастающего поколения с основными этапами проведения исследования, а также самостоятельная практическая деятельность.
Задачи:
- провести в несколько этапов урок-проект «Семейные реликвии» с учениками и их родителями, что стимулирует развитие исследовательской, поисковой деятельности у детей и активно вовлечёт родителей в образовательный процесс.
- развитие художественно-творческих способностей детей 1-4 классов через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых;
- развитие исследовательских умений и художественно-творческих способностей способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Тип проекта: образовательный, творческий.
По содержанию – детское творчество.
По составу участников – детско-взрослый.
Критерии:
- умение детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;
- умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;
- умение детей поддерживать целеустремленность, творческую инициативу, самостоятельность;
Методы:
Диагностика: «Развитие творческих способностей детей»; «Уровень овладения детьми изобразительной деятельностью»;
наблюдения за самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей; сравнение; анализ.
Участники проекта: учитель, ученики и их родители. Автор проекта разрабатывает и реализует перспективный тематический план; циклы занятий, создает условия для развития художественно-творческой деятельности; обобщает опыт работы.
Содержание проекта
Этапы
Содержание и форма проекта
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта
Задачи:
Сбор и анализ информации
Анализ, совершенствование материально-технической базы
Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей учащихся.
Консультирование с заместителем директора школы по вопросам проектной деятельности.
Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.
Анализ результатов педагогической диагностики.
Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами). Показ примеров художественных работ.
II этап – методическое обеспечение проекта
Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
Составить перспективный тематический план по развитию у детей художественно-творческих умений.
Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.
III этап – работа с детьми
Задачи:
Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через продуктивные виды деятельности.
Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности.
Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.
Формы организации детской деятельности:
а)художественно-творческая и речевая деятельность);
б) нетрадиционные (детско-взрослые проекты)
Методические приемы:
организация творческих выставок, совместных экспозиций;
IV этап – работа с родителями
Задачи:
Поиск путей развития и сотрудничества.
Повышение уровня самообразования:
взаимообогащение и нахождение общих интересов;
повышение творческого потенциала.
Подготовка консультативного материала для родителей.
Участие родителей в сборе информации.
Участие родителей в оформлении проекта.
V этап – подготовка к презентации, демонстрация проекта, выставка работ.
Задача: демонстрация опыта работы
Обобщить опыт работы и оформить на листе формата А3.
Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
Выставка творческой части проекта
Ожидаемый результат проектной деятельности:
для педагога:
повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
для детей:
- развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;
- приобщение к миру искусства;
- совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании;
- развитие «чувства инициативы»;
- умение работать в группе активно, сообща;
- умение самостоятельно искать нужное решение;
- умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;
- способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
- навыки коммуникативного общения;
- обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
для родителей:
- осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
- бережное отношение к продуктам детского творчества;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Список использованных источников
1. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. // Информатика и образование, 2004, №5.
2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000