Серьезными препятствиями на пути формирования развитой языковой личности ребенка являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменноречевой деятельностью. Согласно данным разных отечественных исследований, до 20% учащихся младших классов общеобразовательных школ при достаточном уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют дислексию и дисграфию. Перед школой стоит важная задача – обеспечить всестороннее и полное развитие каждого ребенка. В своей работе педагог сталкивается с наличием затруднений в обучении у детей, которые могут быть связаны с теми или иными отклонениями в их развитии, следствием которых может стать неуспеваемость в школе. Отклонения в развитии учеников могут быть разными. Они могут затрагивать как физическое развитие, такое как нарушение слухоречевой системы, зрительного восприятия, так и психологическое развитие: интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы. Данные нарушения могут проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Главной задачей педагога является найти индивидуальный поход к каждому ребенку, имеющему те или иные сложности и отклонения. Мы тесно сотрудничаем с городской психолого-медико-педагогической комиссией, в прошлом учебном году был проведен мониторинг начальной школы совместно с сотрудниками комиссии в которую входят логопеды, дефектологи, психологи и педагогами школы. Были выявлены причины неуспешности в учении касаемые речевого развития детей. По данным городской ПМПК в настоящее время все больше детей, поступающих в школу, имеют такие проблемы в развитие, как нарушение связной речи, в большей степени это проявляется у детей с задержкой психического развития. Особенно важно своевременно устранить данную проблему. Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по русскому языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Цель работы – повысить качественный уровень чтения и письма у детей с нарушением звукового анализа слова с использованием личностно-ориентированной технологии. Для достижения цели нашей работы нами был применен комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов стала опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в естественных условиях учебного процесса. Целью практической работы было: исследовать качество чтения и письма младших школьников. По результатам проведенного исследования стало очевидным, что уровень качества чтения и письма у отдельной категории детей снижен. В данную категорию попали дети имеющие трудности в обучении связанные с психофизиологическими проблемами. Мы столкнулись с такими нарушениями чтения и письма как дисграфия и дислексия. Для диагностики мы использовали ряд методик, а так же логопедическое обследование (совместно с ПМПК). Дисграфия– частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять. Дислексии– это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Анализ всех перечисленных нарушений позволил составить ряд упражнений направленных на преодоление трудностей, возникающих при чтении и письме. В работе с данной проблемой мы опирались на личностно – ориентированное обучение – это такой тип обучения, в котором организация взаимодействия учителя и ученика в максимальной степени ориентирована на личностные особенности и специфику нарушений самого ученика. Были разработаны методические рекомендации для организации и проведения занятий с данной категорией детей. Как правило эти занятия носили индивидуальный характер, а так же такие занятия более эффективны в малых группах, носят адресный характер. Для более комфортной работы было составлено методическое пособие в котором отразили те методы которые мы использовали.Перечислю основные виды работы: Списывание: а) с рукописного текста, б) с печатного текста, в) осложненное заданиями логического и грамматического характера. Слуховой диктант. После написания слухового диктанта, обходя учеников, педагог отмечает у себя и объявляет количество ошибок каждого из учеников. На несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске, для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом, чтобы отличить их от поправок, возможно имевших место в ходе написания диктанта. Графический диктант.Перед детьми ставится задача определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий з и глухой с. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; Так, продиктованная фраза: «В сосновом лесу смолистый запах» - в записи выглядит следующим образом: « - сс с сс з ». На данных занятиях необходимо проводить артикуляционную гимнастику (можно использовать во время физминуток): Маятник - губы вытянуть вперед, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону (5-6 раз). Мельница - губы вытянуть вперед и делать круговые движения губ по часовой стрелке. Сначала в одну сторону, затем в другую (3-4 раза). Птенец - одними губами, вытянутыми вперед, произносить (просить) слово "пить" (8-10 раз) и др. Обезьянки- выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть на место. Затем постараться наоборот "задвинуть" назад (3-4 раза). Укол - кончиком языка постараться уколоть то одну, то другую щеку (5-6 раз). Жало - вытянуть заостренный язык вперед и быстро спрятать (3-4 раза). Так же в системе проводится работа по коррекции чтения Упражнение "Музыкальная лесенка". Пропевание слогов по ступеням звукоряда. 1. Решение ребусов, кроссвордов. 2. Упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. 3. Упражнение «Пишем вслух». (проговаривание то что пишем, выделение опасных мест) 4. Упражнение «Пропущенные буквы». Так же в методическом пособие представлена серия занятий, направленных на развитие навыка чтения. Основное внимание уделено профилактике и коррекции чтения по догадке и формированию осознанности чтения. Может использоваться при индивидуальной и коллективной формах обучения. В соответствии с целью и задами работы мы можем сделать выводы: · Нами исследовано состояние поставленной проблемы как в теории, так и в практике; · Определены средства формирования качества чтения и письма у учащихся, а именно составлено методическое пособие для работы с данной категорией детей; · Выявлено влияние развития уровня качества чтения и письма на успешность обучения учащихся; · С помощью системы занятий, составленной на основе личностно-ориентированной технологии, повысилось качество чтения и письма у учащихся, этому свидетельствует повышение успеваемости данных детей. 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: "Просвещение", 2001. 2. Безруких, М.М. Почему учиться трудно? / М.М. Безруких, С. Ефимова, Б. Круглов. М.: Семья и школа, 2005. - 202 3. Русецкая, М.Н. Феномен дислексии в контексте когнитивно-коммуникативного развития учащихся с нарушениями речи: монография / М.Н. Русецкая. М.: МГПУ, 2009. - 240 с. 4. Светловская, H.H. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / H.H. Светловская, Т.С. Пиче-оол. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.