Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf
Русский язык – этот живая связь времен. Значение русского языка в наше время огромно. Совершенно естественно, что в наше время особенно широко ставится задача изучения научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганда лингвистических знаний в школе. Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “ неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного толкования. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи, как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Задачи воспитания навыков культуры речи у учащихся – одни из серьезных задач, стоящих перед школой. Однако, следует признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки. Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся я считаю развитие речи. Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.
Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику? Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее. И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть отсутствие лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное. Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной нормы. Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если она богата и разнообразна по использованным в ней лексическим и грамматическим средствам; если в ней точно передано содержание высказывание; если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи. Актуальность речевого развития младших школьников подтверждается и государственными документами.
Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка - один из показателей общего развития его личности.
Вот и я, работая по данной теме, систематизируя и обобщая свой опыт, попыталась найти ответ на главный для меня вопрос: - Как сделать так, чтобы ребенок сказал свое слово? Как создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников? Думаю, что очень удобно заниматься развитием речи ребенка во внеурочной деятельности. Я разработала программу внеурочной деятельности «Грамотей» для 1-4 классов.
Цель занятий – содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа. Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся.
Список литературы:
1. Аванесов, Р.И. Нормы русского литературного произношения в их историческом развитии Текст. / Р.И. Аванесов // Русская речь. 1981. - № 3. -С. 38-45.
2. Адлер, Г.В. Как правильно сказать? Текст. / Г.В. Адлер. М.: АО «Знак», 1994.-64 с.
3. Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка Текст. / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. 1996. - № 1. - С.3-8.
4. Васильева, JI.A. Основы культуры речи Текст. / JT.A. Васильева. М.: Русский язык, 1990. - 247 с.
5. Введенская, JI.A. Культура и искусство речи. Современная риторика Текст. / JI.A. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -576 с.
6. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи Текст. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 346 с.
7. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно Текст. / Л.А. Вербицкая. -М.: Высшая школа, 1993. 143 с.
8. Вербицкая, Л.А. Русская орфоэпия Текст. / Л.А. Вербицкая. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. - 124 с.
9. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах Текст. / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. М.: Просвещение, 1979. - 431 с.