Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Старикова Г.Г. Конспект непосредственной воспитательно-образовательной деятельности по экологии в средней группе «Удивительный питомец»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

Задачи:
1. Обучающие:
- расширять знания детей о живых организмах;
- продолжать развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела улитки: раковина, нога с подошвой, голова, щупальца (верхние - стебельки с глазами и нижние - орган осязания, обоняния), а так же характерные признаки: выделение слизи, сильно присасывается к поверхности.
2. Развивающие:
- создать условия для формирования знаний о том, что улитке нужны определенные условия содержания как домашнему питомцу (питание и среда обитания);
- развивать наблюдательность.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение, бережное отношение к природе.
Обогащение словаря: питомец, раковина, щупальца, стебельки с глазами.
Материалы: демонстрационный стол, улитка, контейнер для содержания улиток, корм (огурец, лист салата, яблоко, перетертая скорлупа от яиц), емкость с водой (бассейн для улитки), пульверизатор, салфетки антибактериальные, ведро под салфетки.
Ход занятия:
Мотивационный этап.
Воспитатель:
-Вы любите животных? Каких животных вы знаете?
-А какие животные живут с нами дома, в квартире? А как их можно назвать?
-У вас живут дома питомцы?
Выслушиваются предположительные ответы детей, по необходимости воспитатель исправляет и уточняет. Закрепляет слово «питомец».
Ориентировочный этап.
-Замечательно и у меня тоже дома живут питомцы. Хотите познакомиться с одним из них?
Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу, на котором стоит контейнер с улиткой.
Исполнительский этап.
Воспитатель:
-Ребята посмотрите, кто же это?
-Правильно, но это африканская улитка, в естественных условиях, на улице вы ее не встретите, так как в России неподходящий для нее климат. Поэтому такие гигантские улитки живут дома. Я зову свою улитку Уля.
-Давайте посмотрим на нее.
-Уля сухопутный моллюск. Сухопутный значит, что живет на суше, а моллюск значит мягкий. Посмотрите у нее мягкое светлое тело, покрытое бугорками (бороздочками) для сохранения влаги. На теле просматривается голова, на ней две пары рожек (щупальцев), верхние это стебельки с глазами, а нижними щупальцами она чувствует запахи и ориентируется, куда ей идти.
Закрепление новых слов «щупальца», «стебельки с глазами».
-Рожки улиток очень чувствительны: если они случайно касаются, какого либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. Помните об этом. Некоторые дети любят потрогать улитку и смотреть, как она спрячет рожки. Никогда так не делайте! Никому не может нравиться, когда его трогают.
-Так же у нее есть рот, в котором очень много маленьких зубов, пищу, она не жует как мы, а перетирает. Ушей у нее нет, она нас не слышит совершенно.
-Ее тело защищено крепкой раковиной. Улитка рождается с раковиной и растет вместе с ней.
-Как вы думаете, зачем улитке раковина?
Выслушиваются предполагаемые ответы детей.
-В живой природе улитке может угрожать опасность, у нее есть враги, которые могут ее скушать. Раковина служит ей надежным домиком, в котором она прячется.
-Смотрим дальше, это ребята нога с подошвой, при помощи которой она присасывается к любой поверхности. Улитка выделяет слизь, которая помогает ей не травмировать тонкую кожу. Улитка это единственное животное с одной ногой.
-Ребята раковина улитки защищает ее не только от врагов, но и от неблагоприятных условий. Например, когда нет еды или вокруг очень жарко, чтобы выжить, она прячется в домик и засыпает.
-Улитка любит влагу, когда вокруг сыро. Моя Уля очень любит купаться. Давайте ее искупаем. Брать улитку нужно не за раковину, не тянуть ее, а под подошву.
Дети подходят к столу №2, где стоит бассейн. Наблюдают, как она купается.
-Ребята Уля очень любит воду, особенно ей нравится принимать душ под краном теплой воды, такая процедура ей нужна хотя бы раз в день (улитка показала все тело, пьет водичку).
Переходят к столу №3.
-Как вы думаете, чем питается улитка?
Выслушиваются ответы детей.
-Улитка питается овощами, фруктами, поедает зеленую листву разных растений, листья салата, капусту. Очень любит огурцы, кабачки, тыкву, яблоки и груши. Не откажется и от клубники. Кормить улитку дома нужно не чаще одного раза в день. Ее невозможно перекормить, она кушает столько еды, сколько ей хочется.
-Для того, чтобы ее раковина была красивой и прочной ей нужен кальций, поэтому я ей добавляю в питание молотую яичную скорлупу, пищевой мел, а еще сепию или панцирь каракатицы, который можно купить в зоо магазине.
-Давайте подготовим Уле жилище, в котором она живет у меня дома.
-Для того, чтобы содержать улитку дома, нужен контейнер с высокими стенками, или аквариум. Контейнер закрывается крышкой с отверстиями, чтобы проходил воздух. Ведь улитка дышит, как и мы, воздухом. Улитки неприхотливы в уходе. В ее «квартире» достаточно наводить порядок раз в неделю, мыть контейнер щеткой без каких-либо средств.
Воспитатель укладывает в контейнер грунт (кокосовый субстрат), воспитатель рассказывает про условия содержания улиток дома, грунт, ванночку, питание, тайное убежище.
-Так как Уля любит влагу и тепло, нужно поддерживать такой климат у нее в жилище, при помощи опрыскивателя мы увлажняем стенки контейнера и субстрат теплой водой.
Дети опрыскивают.
 -Давайте ее покормим.
Дети самостоятельно извлекают из коробки корм, рекомендуемый для улиток. Затем кладут корм в контейнер.
-Уля хочет покушать и немного отдохнуть. Давайте ее поместим обратно в домик и закроем крышку.
Моем руки.
-Ребята, вам понравилась моя Уля? Вы бы хотели себе такого домашнего питомца?
-Тогда мы с Улей хотим посмотреть, все ли вы запомнили об условиях содержания и питания улиток дома. Давайте с вами поиграем.
-Нам нужно разделиться на пары, а помогут нам в этом картинки (парные картинки по количеству детей).
Дети разбиваются на пары и садятся за стол №4.
-Проходите за столы, ищите свою картинку.
-Перед вами лежат планшеты с заданием. Первая команда находит парные картинки по условиям содержания улиток дома (карточка 1), вторая команда ищет половинки изображений того, что любят кушать улитки (карточка 2).
-Правильно, вы внимательно слушали и все справились, вы большие молодцы, мы с Улей уверены вы будете хорошими хозяевами.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Рефлексивный этап.
-Вам понравилось наше занятие?
-С кем мы сегодня познакомились? Что интересного вы узнали про улитку?
Перспективный этап.
-Мы с Улей принесли вам подарки, это раскраски, чтобы вы раскрасили и рассказали своим друзьям и родителям о таких удивительных животных с одной ногой.

Список используемой литературы

1.       Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 45.
2.       Чикирева А.А., Овчинникова Н.А. Анализ содержания улиток ахатин в домашних условиях // Юный ученый. — 2018. — №1.1.—С.95-97.

3.       Гигантская ахатина: фото, особенности, рацион, размножение

https://xn--b1ajjpabfq.xn--p1ai/ryby/gigantskaya-ahatina-foto-osobennosti-ratsion-razmnozhenie.html

4.       Улитки ахатины – уход и содержание в домашних условиях

https://py15.ru/zdorove/ulitki-ahatiny-uhod-i-soderzhanie-v-domashnih-usloviyah.html
2020