Предмет: биология;
Класс 7.
Цель: формирование представлений о Царстве Бактерий, их строении и жизнедеятельности.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания о самой древней группе живых существ – бактерий;
- выявить особенности их строения, питания, размножения и распространения;
- пополнить понятийную базу по данной теме за счет включения в нее новых элементов.
развивающие:
- развивать мышление, интеллект, устную речь;
- формировать у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
воспитательные:
- воспитание навыка коллективной работы;
- привитие правил экологической культуры поведения.
- сформировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.
1) Развитие универсальных учебных действий:
Личностных УУД - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Познавательных УУД – формирование умений работать с аппаратом учебника, таблицей, опорными схемами, информационными текстами, объяснять значение новых понятий; сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Регулятивных УУД - формирование умений определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Коммуникативных УУД - формирование умений обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.
Ход урока
Средства обучения
Действия учащихся
Время
Организационный момент
Приветствие учителя.
1 минута
Мотивация к уроку.
Обсуждение в/фильма. Вопросы: 1. Какова примерная численность бактерий на Земле? 2. Какую роль в природе играет синтетически созданная бактерия синтия? 3. Объясните, как вы понимаете происхождение названия фильма «Невидимая власть микробов»? 4. Какие неожиданные последствия произошли от этой бактерии? 5. В чем заключается большая жизнеспособность синтии?
Стихотворение о микробах. Просмотр фрагмента в/фильма «Микрокосмос бактерий. Все тайны мира»
Участвуют в обсуждении в/фильма, отвечая на вопросы.
10 минут
Обозначение темы урока, постановка цели и задач.
Компьютерная презентация
Участвуют в формулировке темы урока, постановке цели и задач. Оформление записей в рабочей тетради.
3 минуты
Сообщение учителя о плане урока.
Компьютерная презентация
Работа с презентацией.
1 минута
Актуализация опорных знаний. Устная работа с понятийным аппаратом.
Компьютерная презентация
Работа по разгадыванию кроссворда.
4 минуты
Сообщение учителя о делении всех живых организмов на две большие группы Прокариоты и Эукариоты.
Определение понятия «Бактерии»
Компьютерная презентация
Оформление записей в рабочей тетради. Определение места Бактерий в системе органического мира (устно)
2 минуты
Создание проблемной ситуации «Почему изменился внешний вид бананов при хранении на воздухе?»
Компьютерная презентация
Устные ответы на вопросы к презентации.
3 минуты
Работа в группах. Задания 1 группы:
- с помощью электронного микроскопа приготовьте микропрепараты бактерий, для этого возьмите смывы с чистых и грязных рук своих товарищей;
- пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Задания 2 группы:
- изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий;
- какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?
Задания 3 группы:
- сформулируйте и запишите определение “Что такое спора?”.
- какие условия являются неблагоприятными для бактерий?
- какие формы имеют бактериальные клетки?
Задания 4 группы:
- на какие группы делятся бактерии по способу питания?
- перечислите пользу и вред бактерий.
Компьютерная презентация, электронный микроскоп, предметное стекло, пипетка, химический стакан с дистиллированной водой.
Работа с карточками – заданиями. Отчет каждой группы.
8 минут
Применение новых знаний. Сравнить строение клетки бактериальной и растительной.
Компьютерная презентация
1.Рисунки растительной клетки и клетки бактерии.
2. Игра «Веришь – не веришь».
1. Работают с рисунками презентации. Заполняют таблички, выданные на листочках
2. Ответы пишут в готовой таблице (обратная сторона листа).
4 минуты
Повторение и конкретизация правил личной гигиены.
Компьютерная презентация
Участвуют в обсуждении.
2 минуты
Рефлексия.
Компьютерная презентация
Выбирают смайлики соответственно своему настроению.
1 минута
Домашнее задание.
1. П. 11 с.60-62 С.63 упр 8, 10.
2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?
3. Предложите области применения светящихся бактерий.
4. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры?
Компьютерная презентация
Оформление записи Д/З в дневниках.
1 минута
Библиографический список
1. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова.М.: Вентана – Граф, 2012-128с.:ил.2. 2. Рабочая тетрадь для учащихся. Биология. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-ух частях 5 класс. Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. М.: Вентана – Граф, 2012
3. 3. Дидактические карточки. 5 класс. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.