НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Полякова О.И. Конспект урока по биологии «Бактерии: строение и жизнедеятельность»


Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf

Предмет: биология;
Класс 7.
Цель: формирование представлений о Царстве Бактерий, их строении и жизнедеятельности.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания о самой древней группе живых существ – бактерий;
- выявить особенности их строения, питания, размножения и распространения;
- пополнить понятийную базу по данной теме за счет включения в нее новых элементов.
развивающие:
- развивать мышление, интеллект, устную речь;
- формировать у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
воспитательные:
- воспитание навыка коллективной работы;
- привитие правил экологической культуры поведения.
- сформировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.
1)       Развитие универсальных учебных действий:
Личностных УУД - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Познавательных УУД – формирование умений работать с аппаратом учебника, таблицей, опорными схемами, информационными текстами, объяснять значение новых понятий; сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Регулятивных УУД - формирование умений определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Коммуникативных УУД - формирование умений обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Ход урока

Действия учителя

Средства обучения

Действия учащихся

Время

Организационный момент

Приветствие учителя.

1 минута

Мотивация к уроку.

Обсуждение в/фильма. Вопросы: 1. Какова примерная численность бактерий на Земле? 2. Какую роль в природе играет синтетически созданная бактерия синтия? 3. Объясните, как вы понимаете происхождение названия фильма «Невидимая власть микробов»? 4. Какие неожиданные последствия произошли от этой бактерии? 5. В чем заключается большая жизнеспособность синтии?

Стихотворение о микробах. Просмотр фрагмента в/фильма «Микрокосмос бактерий. Все тайны мира»

Участвуют в обсуждении в/фильма, отвечая на вопросы.

10 минут

Обозначение темы урока, постановка цели и задач.

Компьютерная презентация

Участвуют в формулировке темы урока, постановке цели и задач. Оформление записей в рабочей тетради.

3 минуты

Сообщение учителя о плане урока.

Компьютерная презентация

 Работа с презентацией.

1 минута

Актуализация опорных знаний. Устная работа с понятийным аппаратом.

Компьютерная презентация

 Работа по разгадыванию кроссворда.

4 минуты

Сообщение учителя о делении всех живых организмов на две большие группы Прокариоты и Эукариоты.

Определение понятия «Бактерии»

Компьютерная презентация

Оформление записей в рабочей тетради. Определение места Бактерий в системе органического мира (устно)

2 минуты

Создание проблемной ситуации «Почему изменился внешний вид бананов при хранении на воздухе?»

Компьютерная презентация

 Устные ответы на вопросы к презентации.

3 минуты

Работа в группах. Задания 1 группы:

- с помощью электронного микроскопа приготовьте микропрепараты бактерий, для этого возьмите смывы с чистых и грязных рук своих товарищей;

- пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Задания 2 группы:

- изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий;

- какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?

Задания 3 группы:

- сформулируйте и запишите определение “Что такое спора?”.

- какие условия являются неблагоприятными для бактерий?

- какие формы имеют бактериальные клетки?

Задания 4 группы:

- на какие группы делятся бактерии по способу питания?

- перечислите пользу и вред бактерий.

Компьютерная презентация, электронный микроскоп, предметное стекло, пипетка, химический стакан с дистиллированной водой.

 Работа с карточками – заданиями. Отчет каждой группы.

8 минут

Применение новых знаний. Сравнить строение клетки бактериальной и растительной.

Компьютерная презентация

1.Рисунки растительной клетки и клетки бактерии.

2. Игра «Веришь – не веришь».

1. Работают с рисунками презентации. Заполняют таблички, выданные на листочках

2. Ответы пишут в готовой таблице (обратная сторона листа).

4 минуты

Повторение и конкретизация правил личной гигиены.

Компьютерная презентация

Участвуют в обсуждении.

2 минуты

Рефлексия.

Компьютерная презентация

Выбирают смайлики соответственно своему настроению.

1 минута

Домашнее задание.

1. П. 11 с.60-62 С.63 упр 8, 10.

2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?

3. Предложите области применения светящихся бактерий.

4. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры?

Компьютерная презентация

Оформление записи Д/З в дневниках.

1 минута

Библиографический список

1.        Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова.М.: Вентана – Граф, 2012-128с.:ил.
2.        2. Рабочая тетрадь для учащихся. Биология. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-ух частях 5 класс. Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. М.: Вентана – Граф, 2012
3.        3. Дидактические карточки. 5 класс. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
2019