Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций у младших школьников через патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание. В работе раскрывается смысл таких понятий, как нравственно-этическое, нравственное и патриотическое воспитание. В статье уделяется особое внимание формам патриотического воспитания в начальной школе.
Ключевые слова: ценностно-патриотические ориентации, патриотическое воспитание, нравственно-эстетическое воспитание, нравственные чувства.
В современном информационном обществе необходимо целенаправленно и систематично заниматься воспитанием детей младшего школьного возраста, так как на формирование их нравственной ориентации окружающая среда оказывает сильное воздействие, причем не всегда положительное. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная деятельность, следовательно, нравственное воспитание – одна из задач начального образования. Именно поэтому в Федеральном Стандарте прописаны требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (в дальнейшем Требования), включающие в себя требования как к результатам обучения, так и к результатам воспитания.
Требования содержат описание знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования. Они определяются личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Личностные результаты достигаются в процессе воспитания. Существует несколько направлений воспитания в начальной школе. Одним из таких направлений является патриотическое воспитание.
Ценностно-патриотические ориентации у младших школьников формируются через патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание. Патриотизм относится к нравственным чувствам, которыми занимается нравственно-этическое воспитание. Нравственно-этическое воспитание определяют как целостный процесс воспитания нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и поведения. К нравственным чувствам относят чувство долга, совесть, веру, ответственность, патриотизм. К нравственному облику – терпение, милосердие, кротость, дружелюбие. Как отмечает К.К. Бегалинова, нравственная позиция и поведение – это способность различать добро и зло, проявлять любовь, самоотверженность, готовность к преодолению тяжелых жизненных испытаний [2].
В содержание нравственного воспитания входят: передача знаний о нравственных нормах; формирование умений и привычек нравственного поведения; формирование нравственных чувств. Исходя из этого Н.П. Шитякова выделяет три группы задач нравственного воспитания.
Первая группа – формирование сознания личности. Человек узнает о нравственных представлениях, понятиях, осмысляет их. В результате этого вырабатываются личные нравственно-этические убеждения. Это влияет на отношения человека с другими людьми в процессе деятельности и общения.
Вторая группа – формирование нравственного поведения через накопление опыта. В данном случае опыт подразумевает совокупность осознанных способов и умений реализации действий, поэтому нравственно-этические представления и понятия должны формироваться в единстве с готовностью к действию, поступку.
Третья группа – формирование нравственных чувств и отношений [6].
В процессе нравственно-этического воспитания у учащихся формируется нравственно-этическая ориентация, которая имеет огромное значение в духовном развитии их личностей. Нравственно-этическая ориентация не является врожденной, она формируется у ребенка в процессе его развития, в ходе общения с людьми. Чем раньше начинается приобщение человека к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя его моральный облик. Нормы, правила и требования морали для нравственного человека выступают как его собственные взгляды и убеждения. Поведение, соответствующее нравственно-этическим нормам, глубоко осмыслено и не имеет ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требования. Передача нравственных норм, формирование этических взглядов, убеждений и соответствующей им деятельности и является целью нравственного воспитания.
Формирование нравственно-этической ориентации личности происходит в системе социальных отношений. Для того чтобы человек следовал нравственным нормам поведения осознанно, необходимо формировать у него единство нравственного сознания и нравственного поведения. Поэтому значение нравственных чувств велико: когда они становятся устойчивыми, то начинают выступать в качестве мотивов нравственно-этического поведения. Также чувства являются формой и способом оценки происходящего.
Нравственно-этическое воспитание эффективно только в том случае, когда представляет собой целостный процесс деятельности, отношений и общения с детьми, соответствующий нормам морали и учитывающий возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
М.И. Еникеев под нравственными чувствами понимает «эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам» [4].
Патриотизм относится к нравственным чувствам, формирование которых является частью содержания нравственно-этического воспитания. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в духовном и социальном развитии личности учащихся. Ведь именно в процессе формирования патриотических чувств и укрепляется любовь к своей Родине, появляется чувство ответственности за её честь и независимость, за сохранение материальных и духовных общественных ценностей.
Патриотизм определяется как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм также предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа, а кроме того – сохранять культурные и исторические особенности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование патриотизма как личностного качества.
Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие ребёнка со взрослым – общение и совместная деятельность, которые будут направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые становятся внутренними мотивами поведения.
Патриотизм далеко не означает ненависть и неуважение к другим народам. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей, педагогов – взрослых, которые находятся рядом с ним. Каждый ребёнок должен знать: исторически сложилось так, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, и к ним нужно относиться уважительно.
Г.Н. Мусс отмечает, что чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношений к своей семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления могут быть пока не осознаны ребёнком глубоко, но они всё равно играют огромную роль в становлении личности патриота [5].
По мнению М.И. Дворецкого, сущность патриотического воспитания в начальной школе заключается в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто потому, что так надо – любить Родину, в том, что дети узнают, какая она – наша Родина, что они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать и любить её [3].
Знания способствуют формированию нравственных понятий и чувств младшего школьника в том случае, если созданы особые условия для их получения, использованы определённые формы и методы воспитания. Задача учителя – отобрать из массы впечатлений, которые ребёнок может получить, те, которые будут ему наиболее доступны, и преподать их в подходящей форме.
А.А. Аушев предлагает следующую классификацию форм патриотического воспитания младших школьников.
1) Индивидуальные формы патриотического воспитания в начальной школе подразумевают индивидуальную деятельность ребёнка, и, конечно же, учет индивидуальных особенностей учащихся. Организация патриотического воспитания в индивидуальной форме способствует укреплению усвоенных ребёнком нравственных ценностей как черт личности. Он осмысливает нормы и правила, в результате чего они постепенно становятся его собственными взглядами и убеждениями.
Кроме того, индивидуальные формы включают в себя тесное взаимодействие с семьями учащихся. Именно семья играет решающую роль на том или ином возрастном этапе. Поэтому педагог должен вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей [1].
2) Групповые формы патриотического воспитания младших школьников подразумевают деятельность учащихся в группах от 5–7 до 25-ти человек [1]. К ним можно отнести встречи с ветеранами войны и труда, беседы, викторины, коллективные творческие дела, выставки, экскурсии, туристические походы по изучению исторического прошлого родного края.
Интересной групповой формой работы является работа музея или музейной комнаты в школе. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея – преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий. Организация таких занятий позволит ученикам приобрести краеведческие знания о своей малой Родине [1].
3) Массовые формы патриотического воспитания младших школьников.
Массовые формы воспитания подразумевают работу с большим количеством учащихся. К массовым формам патриотического воспитания относят классные часы, кружки и секции, клубы и лагеря, вахты памяти, поисковую деятельность, встречи с ветеранами, фестивали и праздники, слеты и сборы, игры [1]. Считается, что при увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается, поскольку уменьшается индивидуальное воздействие на учащегося. Однако организация воспитания в таких формах способствует формированию у детей осознания личной ответственности за общее дела, развитию навыков общения с людьми, умения слушать другого человека, уважения другого мнения, что играет немаловажную роль в патриотическом воспитании.
Таким образом, к особенностям формирования ценностно-патриотических ориентаций у младших школьников относится то, что ценностно-патриотические ориентации у младших школьников формируются через патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание. Патриотическое воспитание происходит при взаимодействии ребёнка со взрослым – общение и совместная деятельность направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края, на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые становятся внутренними мотивами поведения. У младших школьников наиболее интенсивно формируются ценностно-патриотические знания, которые способствуют формированию нравственных понятий и чувств младшего школьника.
Список литературы
1. Аушев, А.А. Организация патриотического воспитания в начальной школе [Текст] // Материалы межрегиональной научной конференции. Волгоград, 21 ноября 2017 г. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С.155-159.2. Бегалинова, К.К., Бегалинов, А.С. Добро и зло как фундаментальные категории нравственного сознания [Текст] // Формирование системного мировоззрения современного человека: Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 14-15 апреля 2017 г. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного педагогического университета, 2017. – С.64-67.
3. Дворецкий, М.И. Проблемы патриотического воспитания в начальной школе [Текст] // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: Материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 7-8 апреля 2016 г. / Под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушакова. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016. – С.138-142.
4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев. – М.: Инфра-М, 2010. – 640 с.
5. Мусс, Г.Н. Формы организации процесса патриотического воспитания в начальной школе [Текст] //Начальное образование. – 2013. – №6 (59). – С.17-22.
6. Шитякова, Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – №11. – С.3-5.