Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Айтасова С. И. План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Масленица»

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Практические: игра «Горелки».
Наглядные: показ, описание иллюстраций праздник Масленица;
Словесные: беседа, указания, пояснения, заучивание наизусть стихотворения «Масленица»;
Задачи:
- знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициям («Познание»);
- знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички, перевалки («Социализация»);
- развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание («Физическая культура»);
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю («Социализация»);
- формировать опыт полоролевой идентификации детей («Социализация»);
- формировать умение пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно («Коммуникация»);
- развивать слуховую память («Познание»);
- развивать продуктивную деятельность детей («Художественное творчество»).
Оборудование: иллюстрации Масленица, бумажные блины, солома, палочки, платье.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель с детьми произвольно сидят на ковре, у каждого ребенка бумажный блин в руках.
Воспитатель:
А вы, люди,
Масленицу состречайте, состречайте!
Да к себе-то Масленицу зазывайте, зазывайте!
Воспитатель уточняет, знания детей о русском народном празднике Масленица.
Что масленица провожает?
Что встречает?
Что является символом Масленицы?
Воспитатель рассказывает детям об истории праздника Масленица, ее значении и традициях.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми бумажные блины, которые держат дети в руках. Уточняет, на что они похожи? С чем их можно сравнить?
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о масленице.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Воспитатель объясняет детям непонятные слова и смысл стихотворения.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение еще раз и делает установку на запоминание.
Воспитатель проговаривает с детьми сначала громко стихотворение, а потом тихо. Воспитатель слушает индивидуальные рассказы детей.
Воспитатель рассказывает детям, что в последний день Масленицы весь народ собирался на площади, и проводились игрища, сжигание чучела Масленицы.
Воспитатель уточняет, в какие игры играли на празднике.
Дети с воспитателем рассматривают иллюстрации праздника. Уточняет, в какие игры играли мужчины, в какие игры играли женщины.

Игра «Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Стой подоле, гляди на поле.
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо: звезды горят, журавли кричат:
- Гу-гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После заключительных слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним в пару впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила: горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что мужчины и женщины могут равноправно играть в некоторые игры
Воспитатель предлагает самим изготовить чучело масленицы. Дети вместе с воспитателем делают чучело масленицы из соломы, палок, наряжают в платье.
2021