Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Бородина Т. Н. Фотография как современный инструмент самопознания. Опыт применения в работе педагога-психолога

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Фотографирование стало широко распространенным и модным занятием в повседневной жизни, особенно в связи с возросшей популярностью социальных сетей. Люди хотят, чтобы фотокамера была всегда под рукой и для этого активно используют не только фотоаппараты, но и смартфоны, чтобы в любой момент можно было сделать автопортрет, запечатлеть других, окружающий мир. Очевидно, что у людей есть интерес к фотографии, и у многих накопились большие коллекции личных фотоматериалов. Ввиду такого массового обращения к фотографии, мы можем говорить о ее ценности и широких возможностях для использования в качестве инструмента практикующего психолога.
Из зарубежных авторов, занимающихся разработкой направления фототерапии, терапевтической фотографии, можно выделить Дж. Вайзер, Р. Мартин, Д. Краусс, М. Барби, Й. Кук, М. Саволайнен и др. В отечественной психологии наиболее известны работы А. И. Копытина, М. Е. Бурно, Т. Е. Гоголевич, О.Н. Перевезенцевой и др.
Суммируя результаты их исследований и опыта работы с фотографией в психологии [2;3;6;8;10], можно сделать вывод, что этот инструмент имеет большой потенциал применения у психологов (в т.ч. педагогов-психологов), социальных работников и представителей других помогающих профессий в работе с людьми разного возраста с широким диапазоном проблем.
Важно отметить, что в работе с клиентом «фотография рассматривается именно как коммуникация, поэтому ни клиент, ни психолог не обязаны обладать опытом в фотографии, разбираться в камерах и искусстве фотографии, для того, чтобы использовать фототерапевтические техники» [4, с.20].
Мы выделяем следующие сильные стороны применения фото как инструмента в психологической работе:
·                   Фотография является привычным и относительно простым видом творчества, в котором у большинства клиентов уже есть успехи (желание фотографировать; наличие личной фотоколлекции и т.д.).
·                   Почти все фотографируют или хранят личные снимки, и просьба принести свои фотографии или сделать новые в процессе психологического занятия часто воспринимается легко и даже с удовольствием, ведь обмен фотографиями и их обсуждение – это нормальная социальная практика.
·                   Человек может увидеть себя так, как это невозможно без использования камеры, то есть со стороны, в непривычных для себя ракурсах. Клиенты полагают, что фотоснимки более «правдивы», чем нарисованные портреты.
У фотографии, как инструмента оздоровления, психотерапии, налаживания социальных контактов и образования, имеется практически неограниченный потенциал, и он уже активно реализуется. Это подтверждается материалами зарубежных и отечественных психологических конференций, форумов, посвященных опыту использования новых техник терапевтической фотографии и фототерапии. В то же время, как отмечает одна из основоположниц фототерапии Вайзер Д., над вопросами методологии фототерапии и терапевтической фотографии еще предстоит поработать [7].
Мы оцениваем фотографию как качественный инструмент самопознания, выстраивания коммуникации с миром. Только зная, какой я, можно найти опору в себе, обрести устойчивость, оценить себя и выбрать пути своего развития.
При составлении занятий с использованием фототерапии мы опираемся на классификацию техник, игр, упражнений отечественного психолога Копытина А. И. [5] и классификацию методов Вайзер Д. [1].
Составляя и реализуя психологические занятия с использованием фотографий, мы понимаем, что в фототерапии одной из главных и сложных задач является соблюдение правила помогать человеку в поисках собственного пути или осуществлении желаемых перемен, а не указывать, что делать (или как видеть). Психолог может лишь помочь вновь открыть и изучить то, о чем клиент бессознательно догадывался, а также обратить внимание на то, как визуальные коммуникации (в частности, фотография) могут выявить детали или жизненные устойчивые модели поведения, образа мышления, ранее недоступные сознанию.
Терапевтическая фотография
Вайзер Д. различает понятия фототерапия и терапевтическая фотография [1]. Люди могут использовать фотографии и процесс фотосъемки самостоятельно, то есть без контроля со стороны психолога; «для себя» – в целях самопознания, для личного самораскрытия или творческого самовыражения. В жизни бывают моменты, когда чувства не поддаются словесному выражению. Тогда на помощь может прийти фотографирование.
Мы поддерживаем обучающихся в желании самовыражаться, «говорить» через фотографию. Рассматривая результаты съемок, прислушиваясь к своим ощущениям и при желании получая обратную связь от окружающих, обучающиеся начинают яснее ощущать свой потенциал, внутренние ресурсы. В некоторых случаях они обнаруживают поддержку социума и, таким образом гармонизируются их отношения с собой и окружающими.
Ниже мы приводим краткое содержание опыта использования фотографии в работе педагога-психолога на базе МАУ ДО «ЦДТ «Ритм» г.Перми и ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище».
«Я и группа». Применение фотографий в работе по сплочению коллектива, гармонизации психологического климата в группе.
В работе по сплочению коллективов обучающихся 10 – 14 лет мы регулярно используем упражнение «живые скульптуры». При выполнении этого упражнения группа делится на равные по количеству человек подгруппы, каждая из которых должна создать «скульптуру», например, на темы «семейный фотопортрет», «карета». Упражнение предполагает взаимодействие трех и более человек. Сначала участники распределяют роли, репетируют. Затем подгруппы показывают по очереди свои «скульптуры». Их фотографируют. После того как все фотографии готовы, происходит их обсуждение. Участники высказывают предположения относительно того, какие роли исполняли ребята. Через несколько дней при желании участников можно «реконструировать» сделанные «скульптуры» и попробовать их изменить. Так у обучающихся развивается способность включаться в совместную деятельность, умение договариваться. Участники оказывают взаимную эмоциональную поддержку.
Создание условий для самоисследования и формирования идентичности личности средствами фототерапии.
В данном случае, мы имеем ввиду идентичность, как образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру, то есть самосознание и самоопределение.
Особенно среди подростков и юношей выражена озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», «как найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества».
Фотографический автопортрет. Создание оригинальных авторских снимков.
При методической поддержке Смирнова Д.О., заведующего «Лабораторией психологии образования и медиапсихологии» ПГГПУ [9], нами было разработано групповое занятие для обучающихся 15 – 17 лет, целью которого являлось создание условий для осознания и принятия подростками образа своего реального «Я» (личных ценностей, ресурсов) и помощь в укреплении этого «Я» в социуме.
В данном направлении работы с фотографией использовалась техника фотопроекций. В рамках этой техники речь идет о формировании спонтанного, первичного мнения о фотографии в процессе ее просмотра или создания. Поскольку ощущения и эмоции, порождаемые в этом процессе, являются сугубо индивидуальными и проецируют внутренний мир человека, следовательно, у любой фотографии столько смыслов, сколько зрителей. Суть здесь в том, что важна не сама фотография как таковая, а реакция человека на неё. Эта техника не является самодостаточной и применяется в комбинации с остальными. Но о ней нужно помнить, так как проекция – это очень полезный инструмент, позволяющий клиенту понять свой способ восприятия окружающей реальности и себя.
Современный подход к работе с готовыми личными фотоколлекциями клиента.
В индивидуальной работе с клиентами мы используем также технику «личные фотоколлекции». В ходе применения данной техники выявилась необходимость поиска современных форм работы с фотоколлекциями, так как сейчас утрачивается традиция распечатывать фотографии и создавать альбомы. Многие помещают фотографии в социальные сети или хранят в смартфоне. Когда отвечая на вопрос психолога о том, какие ощущения у вас вызывает ваша фотоколлекция в социальной сети, порой отвечают, что испытывают чувство хаоса, растерянности. Исходя из популярности фотографий в социальных сетях, было разработано упражнение «Селфипазл «Кто я?». Участнику предлагается распределить все фотографии из личного аккаунта социальной сети по виртуальным альбомам с заголовками сфер жизни: «Друзья и общение», «Семья и личная жизнь», «ЗОЖ и спорт», «Личностный рост и саморазвитие», «Досуг и хобби», «Моя профессия» и т.д.
Это дает возможность обдуманно отнестись к содержанию образа, который обучающийся хочет показать людям: «кому именно я хочу продемонстрировать такой образ себя и ради чего»; «что не хочу показывать и почему». Обучающийся задается вопросами: «В социальной сети у меня есть…, а так ли это в реальности?», «Чего мне не достает в реальности?», «В каком направлении есть желание развиваться?». Так человек может осознать, в каких сферах своей жизни он хочет быть успешным, а какие игнорирует, что для него важно, а что второстепенно.
Фотоальбомы, где нет снимков с таким содержанием, о котором мечтает обучающийся, он может дополнить фото, отобранными из фотоколлекций интернета или знакомых. Так он визуализирует свои ориентиры, ценности, что может способствовать самоопределению и самореализации.
Затем можно составить «Селфколлаж (тайник души)», девиз которого фраза «Быть самим собой». Коллаж может быть посвящён любой теме: «Моё вдохновение», «Моя семья», «Мой выбор» и т.д.
Любое изображение из такой фотоколлекции отчасти является автопортретом, поскольку объективно отражает внутренний мир и личность; информацию о переживаниях, эмоциях, чувствах, характере человека.
Проведенные занятия с применением техник фототерапии показали возможность и ценность использования фотографий в качестве инструмента исследования и развития идентичности не только у подростков, юношей, но и в работе с представителями других возрастов, в ходе решения разных психолого-педагогических задач: раскрытие потенциала личности, работа с проблемами половой идентификации, сплочение коллектива.
В заключение отметим, что фототерапия в психологической работе подразумевает скорее не создание или поиск фотографий, а активную работу с ними, умение запустить процесс «коммуникации» со снимками. Именно в правильной работе с фотографией кроется ключ эффективности фототерапии.

Список литературы

1.                      Вайзер Дж. Сущность и техники фототерапии [Электронный ресурс]. URL: https://ru.b-ok.xyz/book/3104376/de53eb (дата обращения: 14.01.2020).
2.                      Винуалес Д. Социальные и клинические аспекты фотографии [Электронный ресурс]: материалы международной арт-терапевтической конференции «Современная социальная и клиническая арт-терапия: новые горизонты и возможности» (11 – 13 апреля 2014 г.). URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology (дата обращения: 14.01.2020).
3.       Волкер Дж. Использование многозначных художественных образов в психотерапии // Журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2010. № 1, том 13. URL: http://psyphoto.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=68&Itemid=143 (дата обращения: 14.01.2020).
4.       Копытин А. И. Арт-терапия в контексте культуры и технологии [Электронный ресурс]: материалы первой московской международной конференции 2010 г. по терапии искусством «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала». URL: http://rusata.ru/art-terapiya_v_proshlom_i_nastoyasc?view=52628201 (дата обращения: 14.01.2020).
5.                      Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003. 96 с.
6.                      Копытин А.И. Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. 192 с.
7.                      Копытин А.И. Фототерапия в Европе: обучение и лечение с помощью фототерапии (опубликовано 19.09.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.phototherapy.me/blog/index.php?id=wb35q9ux (дата обращения: 14.01.2020).
8.                      Перевезенцева О.Н. Метод PSYrole: психологическая практика с использованием фототерапии для повышения самопонимания и психологического роста. Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта [Электронный ресурс]: материалы II московской международной конференции по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в своременном мире» (Москва, РГСУ, 20 – 22 мая, 2011г.). URL: http://rusata.ru/proshedshie_sobytiya?view=52632801 (дата обращения: 14.01.2020).
9.                      Смирнов Д.О. Человек и культура: диалог в медиапространстве. Опыт практической работы лаборатории медиапсихологии [Электронный ресурс]. URL: http: //www. myshared. ru/slide/100 228/ (дата обращения: 14.01.2020).
2020