Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Аглинская Н.В. Моя педагогическая философия

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Я- учитель… Уже много лет работаю в техникуме. За это время было все: открытия, разочарования, победы и поражения, поиски. Иногда возникали такие ситуации, когда я задавала себе вопрос: права ли я в том. Что выбрала профессию учителя. Были моменты, когда хотела попробовать себя в другой сфере деятельности. Повар, врач, бухгалтер, продавец… Я мысленно перебирала десятки профессий и понимала: все это не для меня. Мой путь – путь учителя – наставника, врачующего души детей. Моя задача – помочь обучающимся найти свою дорогу в жизни. Нет, не об из будущей профессии я говорю, а о дороге добра, совести, правды.
Учитель! Устреми духовный взгляд
К раскрытию трех качеств человека,
Которые минуя все преграды,
Не станут на пути твоем помехой.
Одно из первых качеств – ДОБРОТА,
Которая есть мать души ребенка,
Второе – ИСКРЕННОСТЬ – дуга того моста,
Что возвышает до пределов тонко.
А третье – ПРЕДАННОСТЬ – доверия оплот,
Дарящая надежду на спасение,
И умножающая дар из года в год,
Убежище от просто невезения.
Это стихотворение, прочитанное когда-то в Internet, очень точно, на мой взгляд, отражает суть деятельности учителя.
Я работаю в техникуме, поэтому общаюсь с подростками 16-19 лет. Они очень разные. У одних есть потребность в качественном образовании, у других – мотивация учения очень низка. Современный подросток мучительно ищет ответы на вопросы: Кто я? Что я хочу? На что я способен? По – новому начинает оценивать свои отношения с окружающими, болезненно реагирует на любые замечания. Поэтому взрослые должны помочь подростку научиться оценивать свои силы и возможности. Также нужно научить подростков верить в себя. А для этого мы, педагоги, должны поверить в них. Помочь обрести уверенность, найти себя, дать шанс каждому, видеть хорошее в каждом – вот задачи, которые стоят передо мной.
У меня никогда не было «любимчиков». Я верю, что все дети успешны и способны. Нужно только уметь увидеть эти способности, увидеть лучшее, что есть в них, а если нужного результата не удается добиться, то причину нужно искать, прежде всего, в себе, а не в бездарности детей.
Чтобы быть хорошим учителем, надо любить тех, кому преподаешь, и то, что преподаешь. Я - преподаватель русского языка и литературы. Именно на уроках литературы можно научить уважению и вниманию к другим людям, великодушию, благородству. В наше время утрачены многие нравственные ориентиры, общечеловеческие ценности. Люди стали забывать о таких понятиях, как «честь», «совесть», «долг». На каждом уроке я стараюсь поднимать вечные вопросы добра и зла. Стараюсь учить мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения, понимать мир, к котором мы живем, и свое место в этом мире. Я считаю, что именно уроки литературы помогают разобраться в себе. И когда ученик на уроке идет на откровенный разговор, понимаешь, что урок прошел не зря урок литературы – это особый урок, приоритетной целью на котором является воспитательная цель. «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Эти слова старца – мудреца адресованы каждому педагогу.
Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была любовь педагога к своему предмету и ученику. Я считаю, что существует три пути воспитания: через самого учителя и его ценности, через литературное произведение и через методику преподавания. Для меня важно, чтобы обучающиеся не просто читали, а «переживали» книги: сочувствовали литературным героям, мечтали прожить их жизнью. Для того чтобы увлечь подростка чтением, я использую нестандартные уроки: урок – путешествие, урок – композиция, урок – исследование. Ежегодно провожу в техникуме «Неделю русского языка и литературы», совместно с обучающимися готовлю литературно – музыкальные композиции.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они очень просты: самый главный час – настоящий, тот, который наступил сейчас; самым главным человек является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым главным. Я бы на эти вопросы ответила так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будет другие уроки. Давать их ученикам – мое первое учительское счастье. Главный для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье. Именно сейчас я могу зажигать свет в сердцах моих учеников, задавать цель и видеть смысл в любом деле.
2019