Библиографическое описание:
Андреева Т.В.Игры пятиминутки на уроках обучения грамоты и письма в 1 классе // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
Ни для кого не секрет, что в первый класс приходит всё больше детей с недоразвитой по возрасту звукопроизносительной стороной речи и не до конца сформированным фонетическим слухом. Этому могли способствовать различные причины. К тому же не всегда при школах есть штатная единица логопеда. Или чаще всего у данного специалиста большая нагрузка из-за перенаполненности школы. В первом полугодии первоклассники с речевыми нарушениями редко попадают на коррекционные занятия. В связи с вышеперечисленным, в своей ежедневной работе стараюсь помочь детям преодолеть трудности, связанные с нарушением фонетико-фонематической стороны речи.
В букварный и послебукварный период, а также при изучении определённых тем русского языка в первом и во втором классе на уроках использую следующие игры и приёмы:
1. Учитель произносит слоги и слова. Дети должны показать карточку с заданным звуком. Карточки могут быть разными, в зависимости от тематики: синий и зелёный прямоугольники (для дифференциации твёрдых/мягких звуков); буквы парами (Б-П, Ё-Ю, Ш-Щ и т.д.); карточки с изображением колокольчика и наушников (звонкие/глухие согласные); красный и зелёный прямоугольники (И-Й).
2. Учитель произносит слоги и слова. Дети выполняют определённые движения. Например: «Ловите только звук Б (хлопайте) ». Вариации: топать, приседать, вставать, поднимать руки вверх и пр.
3. «Звуко-буквенный диктант». На уроках письма учитель называет слоги/слова, дети записывают только дифференцируемые буквы. «Если услышите в слоге/слове звук Ж, то записываете букву Ж. Если услышите звук Ш, то – Ш. запись в тетради будет выглядеть примерно так: ш, ш, ж, ш, ж, ж… Но такой вид работы не подходит для дифференциации звуков по твёрдости/ мягкости.
4. Для работы с твёрдыми/мягкими согласными звуками или звуками И-Й можно использовать «Цветной диктант». Учитель произносит слоги/слова. Дети рисуют в тетради синий/зелёный круг/квадрат (для твёрдых/мягких звуков) или зелёный/красный (для Й-И).
5. Для дифференциации звуков Ч’-Т’ можно повесить на доску изображение головы человека с раскрытым ртом или открытый рот с зубами. Это поможет детям различать и правильно произносить эти звуки в словах (данные звуки очень похожи по способу и месту образования в речевом аппарате). Необходимо понаблюдать с учениками за тем, «где живёт звук?» (наверху, внизу, на верхних зубах, на нижних зубах). Прикрепить карточки с дифференцируемыми звуками/буквами на место образования звука в нарисованном рту. После всего этого играть: «Услышите звук Ч’ – поднимите руки, услышите Т’ – опустите руки вниз».
В приложении 1 представлена подборка слов для дифференциации. Сначала надо называть слоги, затем слова (они идут по степени усложнения восприятия звуков).
Приложение 1.
О-У
Слоги: но, ну, пу, по, ро, ру, су, ло, лу….
Слова: осы, усы, улей, окна, суп, сок, толк, тур, куст, пусть, кость, пост, плут, плот, клоп, клуб, полка, булка, слуга.
И-Ы
Слоги: сы, си, ми, мы, ти, ты, вы, ви…
Слова: сын, синь, рис, рысь, ныть, нить, бить, быт, коли, колы, лыжа, Лиза, Мила, мыла, бусина, гусыня.
Ё-Ю (в случаях произношения одного звука и двух звуков)
Слоги: ё, ю, ю, ё, лё, лю, сю, сё, нё, ню….
Слова: ёж, юг, ёлка, юбка, ёмкость, юркий, поют, поёт, люк, лёд, крюк, мёд, Люба, Лёва.
И-Й
Произносим звуки И, Й, Й, И…
Слова: мой, мои, слои, слой, бой, бои, обои, змеи, змейка, стаи, слабый, майка, стайка.
Б-Б’
Слоги: ба, бя, би, бы, бу, бю, бе, бо, бё
Слова: баки, бяки, бусы, бюсты, билет, бык, кабан, кабинет, ребёнок, суббота, колобок, ребята, кубик, ребус.
В-В’
Слоги: ва, во, ви, вы, ву, вэ, ве, вю, вё
Слова: воз, вёз, вилы, выси, вазы, вязы, сова, совет, свинья, червяк, кровать, ствол, связь, сливы, девять.
Г-Г’
Слоги: га, гя, ги, гы, го, гё, гю, гу, гэ
Слова: газ, гитара, гром, герой, гол, гном, густой, гипс, гараж, нога, магнит, ангина, беги, Сергей, ангел, легенда.
Д-Д’
Слоги: до, дё, ди, ды, до, дё, дю, ду, дэ, де, дя, да
Слова: дом, день, дым, дюна, душа, дёшево, дятел, дама, Федя, колдун, неделя, вдох, бродяга, ледок, гордый, люди, найди.
З-З’
Слоги: зо, зи, за, зу, зя, зё, зю, зы, зэ, зе
Слова: зуб, запад, зеркало, зима, зонт, зяблик, азбука, коза, позёмка, Кузьма, воздух, мизинец, музыка, лизун, железяка.
К-К’
Слоги: ку, кю, ки, кы, кэ, ке, кя, ка, ко, кё
Слова: кот, кит, карман, кегли, кёрлингист, куст, клён, локоть, укус, ракета, плакат, молоко, паркет, маникюр, поклон.
Л-Л’
Слоги: ло, лё, лю, лу, лы, ли, ле, ля, ла, лэ
Слова: лом, лён, лес, лист, лама, лысина, лупа, слон, кольцо, палец, полотенце, пыль, плед, колёса, челюсть.
М-М’
Слоги: ма, мо, мя, мё, мы, мю, му, мэ, ме
Слова: мыть, мост, мак, место, мишка, мясо, мюсли, мусор, мёд, мэр, камин, карман, смелый, хомяк, комок, комета.
Н-Н’
Слоги: ну, ню, ни, ны, но, нё, не, нэ, на, ня
Слова: нос, нёс, наст, нитка, нытик, нутрия, няня, Нюша, небо, баня, веник, канал, конец, конус, магазин, камень.
П-П’
Слоги: по, па, пё, пя, пы, пи, пе, пэ, пу, пю
Слова: парта, пять, пение, пони, пыль, пила, пуговица, пюре, пёстрый, копилка, апельсин, лопата, аэропорт, лепёшка, опята.
Р-Р’
Слоги: ра, ро, ру, рю, ря, рё, ры, ри, рэ, ре
Слова: рак, репка, рыба, рёва, рюкзак, рубль, рот, ряд, корова, парад, карета, берёза, порядок, Марина.
С-С’
Слоги: со, си, сы, сё, ся, са, су, сю, се, сэ
Слова: сок, сито, садик, сыр, сеть, сэр, сюртук, сёмга, гусята, поросёнок, волосы, колосок, бусина, писать, повсюду.
Т-Т’
Слоги: тэ, те, ти, ты, то, тё, тю, ту, та, тя
Слова: ток, тапок, тюбик, тундра, тяпка, тёмный, тигр, поступок, костюм, мотор, ботинок, блестящий, актёр, старый, банты.
Ф-Ф’
Слоги: фа, фу, фя, фю, фы, фи, фё, фо,фэ, фе
Слова: фанты, футбол, форма, фильм, ферма, кафтан, графин, тюфяк, алфавит, атмосфера, арфа, телефон, шофёр, амфибия, домофон.
Х-Х’
Слоги: хо, ху, хё, хю, хэ, хе, ха, хя, хи, хы
Слова: хатка, хит, хор, худой, мех, поход, бахилы, археолог, верхушка, ехидна, схема, похлёбка, отходы, бархат, тархун, механик.
Б,Б’-П,П’
Слоги: ба, па, по, бо, би, пи, бе, пе, пу, бу, бю, пю…
Слова: бык, пакет, пыль, баня, белка, пила, пони, блоха, плохо, колба, толпа, колобок, черепок, копилка, дробилка.
В,В’-Ф,Ф’
Слоги: ве, фе, фи, вы, фы, фа, ва, во, ви, фу, вэ, фэ…
Слова: волк, фарш, вата, фитиль, Витя, влага, фляга, сова, софа, конфета, совет, сарафан, караван, соловей, котофей.
Г,Г’-К,К’
Слоги: го, ко, ку, гу, ги, гы, ки, кы, ка, га, ге, ке…
Слова: гол, кол, Катя, Галя, Геша, Кеша, укол, угол, локоть, ноготь, нога, рука, багет, пакет, акула, прогул.
Д,Д’-Т,Т’
Слоги: та, да, дя, тя, ти, ди, ды, ты, те, де, дю, тю…
Слова: дом, том, Тимка, Димка, дурман, туман, тень, день, стал, сдал, стенка, сделка, еда, эта, колоти, городи
З,З’-С,С’
Слоги: зу, сю, зю, су, сы, зы, зи, си, ся, зя,за, са…
Слова: Зина, Сима, Зоя, соя, сойка, Зойка, семья, земля, глаза, коса, возить, просить, везут, несут, чесать, мазать.
Ж-Ш
Слоги: ши, жи, жа, ша, шо, жо, шэ, жэ, жу, шу
Слова: жил, шил, шум, жук, жар, шар, кожа, каша, уши, ужи, покажу, укушу, вижу, слышу, малыши, гаражи.
Ч’-Т’
Слоги: ча, тя, чо, тё, тю, чу, чи, ти
Слова: чашка, тяжко, чайка, лентяйка, бачок, потёк, тёлка, чёлка, зайчонок, котёнок, Чук, тюк, плети, плечи, тюльпан, чулан, калачик, халатик, ветер, вечер.
Ц-Т’
Слоги: тя, ца, ци, ти, цо, тё, те, це, тю, цу
Слова: цап, тяп, цыпа, типа, цирк, тир, акация, пастила, стебель, сцена, леденцы, плети, тигрёнок, цыплёнок, медицина, палантин.
Ш-Щ’
Слоги: ша, ща, щи, ши, шу, щу, шэ, ще, щё, шо
Слова: шина, щит, вещи, ваши, прошу, прощу, плащ, мышь, клещи, карандаши, площадь, лошадь, помощь, ландыш, прыщик, кармашек.
Ч’-Щ’
Слоги: чё, щё, че, ще, щи, чи, ча, ща
Слова: чётко, щётка, щипать, читать, мычать, трещать, прощу, хочу, кричи, тащи, клещи, плечи, сыщик, мальчик.
Андреева Т.В.Игры пятиминутки на уроках обучения грамоты и письма в 1 классе // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
Ни для кого не секрет, что в первый класс приходит всё больше детей с недоразвитой по возрасту звукопроизносительной стороной речи и не до конца сформированным фонетическим слухом. Этому могли способствовать различные причины. К тому же не всегда при школах есть штатная единица логопеда. Или чаще всего у данного специалиста большая нагрузка из-за перенаполненности школы. В первом полугодии первоклассники с речевыми нарушениями редко попадают на коррекционные занятия. В связи с вышеперечисленным, в своей ежедневной работе стараюсь помочь детям преодолеть трудности, связанные с нарушением фонетико-фонематической стороны речи.
В букварный и послебукварный период, а также при изучении определённых тем русского языка в первом и во втором классе на уроках использую следующие игры и приёмы:
1. Учитель произносит слоги и слова. Дети должны показать карточку с заданным звуком. Карточки могут быть разными, в зависимости от тематики: синий и зелёный прямоугольники (для дифференциации твёрдых/мягких звуков); буквы парами (Б-П, Ё-Ю, Ш-Щ и т.д.); карточки с изображением колокольчика и наушников (звонкие/глухие согласные); красный и зелёный прямоугольники (И-Й).
2. Учитель произносит слоги и слова. Дети выполняют определённые движения. Например: «Ловите только звук Б (хлопайте) ». Вариации: топать, приседать, вставать, поднимать руки вверх и пр.
3. «Звуко-буквенный диктант». На уроках письма учитель называет слоги/слова, дети записывают только дифференцируемые буквы. «Если услышите в слоге/слове звук Ж, то записываете букву Ж. Если услышите звук Ш, то – Ш. запись в тетради будет выглядеть примерно так: ш, ш, ж, ш, ж, ж… Но такой вид работы не подходит для дифференциации звуков по твёрдости/ мягкости.
4. Для работы с твёрдыми/мягкими согласными звуками или звуками И-Й можно использовать «Цветной диктант». Учитель произносит слоги/слова. Дети рисуют в тетради синий/зелёный круг/квадрат (для твёрдых/мягких звуков) или зелёный/красный (для Й-И).
5. Для дифференциации звуков Ч’-Т’ можно повесить на доску изображение головы человека с раскрытым ртом или открытый рот с зубами. Это поможет детям различать и правильно произносить эти звуки в словах (данные звуки очень похожи по способу и месту образования в речевом аппарате). Необходимо понаблюдать с учениками за тем, «где живёт звук?» (наверху, внизу, на верхних зубах, на нижних зубах). Прикрепить карточки с дифференцируемыми звуками/буквами на место образования звука в нарисованном рту. После всего этого играть: «Услышите звук Ч’ – поднимите руки, услышите Т’ – опустите руки вниз».
В приложении 1 представлена подборка слов для дифференциации. Сначала надо называть слоги, затем слова (они идут по степени усложнения восприятия звуков).
Приложение 1.
О-У
Слоги: но, ну, пу, по, ро, ру, су, ло, лу….
Слова: осы, усы, улей, окна, суп, сок, толк, тур, куст, пусть, кость, пост, плут, плот, клоп, клуб, полка, булка, слуга.
И-Ы
Слоги: сы, си, ми, мы, ти, ты, вы, ви…
Слова: сын, синь, рис, рысь, ныть, нить, бить, быт, коли, колы, лыжа, Лиза, Мила, мыла, бусина, гусыня.
Ё-Ю (в случаях произношения одного звука и двух звуков)
Слоги: ё, ю, ю, ё, лё, лю, сю, сё, нё, ню….
Слова: ёж, юг, ёлка, юбка, ёмкость, юркий, поют, поёт, люк, лёд, крюк, мёд, Люба, Лёва.
И-Й
Произносим звуки И, Й, Й, И…
Слова: мой, мои, слои, слой, бой, бои, обои, змеи, змейка, стаи, слабый, майка, стайка.
Б-Б’
Слоги: ба, бя, би, бы, бу, бю, бе, бо, бё
Слова: баки, бяки, бусы, бюсты, билет, бык, кабан, кабинет, ребёнок, суббота, колобок, ребята, кубик, ребус.
В-В’
Слоги: ва, во, ви, вы, ву, вэ, ве, вю, вё
Слова: воз, вёз, вилы, выси, вазы, вязы, сова, совет, свинья, червяк, кровать, ствол, связь, сливы, девять.
Г-Г’
Слоги: га, гя, ги, гы, го, гё, гю, гу, гэ
Слова: газ, гитара, гром, герой, гол, гном, густой, гипс, гараж, нога, магнит, ангина, беги, Сергей, ангел, легенда.
Д-Д’
Слоги: до, дё, ди, ды, до, дё, дю, ду, дэ, де, дя, да
Слова: дом, день, дым, дюна, душа, дёшево, дятел, дама, Федя, колдун, неделя, вдох, бродяга, ледок, гордый, люди, найди.
З-З’
Слоги: зо, зи, за, зу, зя, зё, зю, зы, зэ, зе
Слова: зуб, запад, зеркало, зима, зонт, зяблик, азбука, коза, позёмка, Кузьма, воздух, мизинец, музыка, лизун, железяка.
К-К’
Слоги: ку, кю, ки, кы, кэ, ке, кя, ка, ко, кё
Слова: кот, кит, карман, кегли, кёрлингист, куст, клён, локоть, укус, ракета, плакат, молоко, паркет, маникюр, поклон.
Л-Л’
Слоги: ло, лё, лю, лу, лы, ли, ле, ля, ла, лэ
Слова: лом, лён, лес, лист, лама, лысина, лупа, слон, кольцо, палец, полотенце, пыль, плед, колёса, челюсть.
М-М’
Слоги: ма, мо, мя, мё, мы, мю, му, мэ, ме
Слова: мыть, мост, мак, место, мишка, мясо, мюсли, мусор, мёд, мэр, камин, карман, смелый, хомяк, комок, комета.
Н-Н’
Слоги: ну, ню, ни, ны, но, нё, не, нэ, на, ня
Слова: нос, нёс, наст, нитка, нытик, нутрия, няня, Нюша, небо, баня, веник, канал, конец, конус, магазин, камень.
П-П’
Слоги: по, па, пё, пя, пы, пи, пе, пэ, пу, пю
Слова: парта, пять, пение, пони, пыль, пила, пуговица, пюре, пёстрый, копилка, апельсин, лопата, аэропорт, лепёшка, опята.
Р-Р’
Слоги: ра, ро, ру, рю, ря, рё, ры, ри, рэ, ре
Слова: рак, репка, рыба, рёва, рюкзак, рубль, рот, ряд, корова, парад, карета, берёза, порядок, Марина.
С-С’
Слоги: со, си, сы, сё, ся, са, су, сю, се, сэ
Слова: сок, сито, садик, сыр, сеть, сэр, сюртук, сёмга, гусята, поросёнок, волосы, колосок, бусина, писать, повсюду.
Т-Т’
Слоги: тэ, те, ти, ты, то, тё, тю, ту, та, тя
Слова: ток, тапок, тюбик, тундра, тяпка, тёмный, тигр, поступок, костюм, мотор, ботинок, блестящий, актёр, старый, банты.
Ф-Ф’
Слоги: фа, фу, фя, фю, фы, фи, фё, фо,фэ, фе
Слова: фанты, футбол, форма, фильм, ферма, кафтан, графин, тюфяк, алфавит, атмосфера, арфа, телефон, шофёр, амфибия, домофон.
Х-Х’
Слоги: хо, ху, хё, хю, хэ, хе, ха, хя, хи, хы
Слова: хатка, хит, хор, худой, мех, поход, бахилы, археолог, верхушка, ехидна, схема, похлёбка, отходы, бархат, тархун, механик.
Б,Б’-П,П’
Слоги: ба, па, по, бо, би, пи, бе, пе, пу, бу, бю, пю…
Слова: бык, пакет, пыль, баня, белка, пила, пони, блоха, плохо, колба, толпа, колобок, черепок, копилка, дробилка.
В,В’-Ф,Ф’
Слоги: ве, фе, фи, вы, фы, фа, ва, во, ви, фу, вэ, фэ…
Слова: волк, фарш, вата, фитиль, Витя, влага, фляга, сова, софа, конфета, совет, сарафан, караван, соловей, котофей.
Г,Г’-К,К’
Слоги: го, ко, ку, гу, ги, гы, ки, кы, ка, га, ге, ке…
Слова: гол, кол, Катя, Галя, Геша, Кеша, укол, угол, локоть, ноготь, нога, рука, багет, пакет, акула, прогул.
Д,Д’-Т,Т’
Слоги: та, да, дя, тя, ти, ди, ды, ты, те, де, дю, тю…
Слова: дом, том, Тимка, Димка, дурман, туман, тень, день, стал, сдал, стенка, сделка, еда, эта, колоти, городи
З,З’-С,С’
Слоги: зу, сю, зю, су, сы, зы, зи, си, ся, зя,за, са…
Слова: Зина, Сима, Зоя, соя, сойка, Зойка, семья, земля, глаза, коса, возить, просить, везут, несут, чесать, мазать.
Ж-Ш
Слоги: ши, жи, жа, ша, шо, жо, шэ, жэ, жу, шу
Слова: жил, шил, шум, жук, жар, шар, кожа, каша, уши, ужи, покажу, укушу, вижу, слышу, малыши, гаражи.
Ч’-Т’
Слоги: ча, тя, чо, тё, тю, чу, чи, ти
Слова: чашка, тяжко, чайка, лентяйка, бачок, потёк, тёлка, чёлка, зайчонок, котёнок, Чук, тюк, плети, плечи, тюльпан, чулан, калачик, халатик, ветер, вечер.
Ц-Т’
Слоги: тя, ца, ци, ти, цо, тё, те, це, тю, цу
Слова: цап, тяп, цыпа, типа, цирк, тир, акация, пастила, стебель, сцена, леденцы, плети, тигрёнок, цыплёнок, медицина, палантин.
Ш-Щ’
Слоги: ша, ща, щи, ши, шу, щу, шэ, ще, щё, шо
Слова: шина, щит, вещи, ваши, прошу, прощу, плащ, мышь, клещи, карандаши, площадь, лошадь, помощь, ландыш, прыщик, кармашек.
Ч’-Щ’
Слоги: чё, щё, че, ще, щи, чи, ча, ща
Слова: чётко, щётка, щипать, читать, мычать, трещать, прощу, хочу, кричи, тащи, клещи, плечи, сыщик, мальчик.