Андреева Т.В. Игры пятиминутки на уроках обучения грамоты и письма в 1 классе
Библиографическое описание:
Андреева Т.В.Игры пятиминутки на уроках обучения грамоты и письма в 1 классе // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
Ни для кого не секрет, что в первый класс приходит всё больше детей с недоразвитой по возрасту звукопроизносительной стороной речи и не до конца сформированным фонетическим слухом. Этому могли способствовать различные причины. К тому же не всегда при школах есть штатная единица логопеда. Или чаще всего у данного специалиста большая нагрузка из-за перенаполненности школы. В первом полугодии первоклассники с речевыми нарушениями редко попадают на коррекционные занятия. В связи с вышеперечисленным, в своей ежедневной работе стараюсь помочь детям преодолеть трудности, связанные с нарушением фонетико-фонематической стороны речи.
В букварный и послебукварный период, а также при изучении определённых тем русского языка в первом и во втором классе на уроках использую следующие игры и приёмы:
1. Учитель произносит слоги и слова. Дети должны показать карточку с заданным звуком. Карточки могут быть разными, в зависимости от тематики: синий и зелёный прямоугольники (для дифференциации твёрдых/мягких звуков); буквы парами (Б-П, Ё-Ю, Ш-Щ и т.д.); карточки с изображением колокольчика и наушников (звонкие/глухие согласные); красный и зелёный прямоугольники (И-Й).
2. Учитель произносит слоги и слова. Дети выполняют определённые движения. Например: «Ловите только звук Б (хлопайте) ». Вариации: топать, приседать, вставать, поднимать руки вверх и пр.
3. «Звуко-буквенный диктант». На уроках письма учитель называет слоги/слова, дети записывают только дифференцируемые буквы. «Если услышите в слоге/слове звук Ж, то записываете букву Ж. Если услышите звук Ш, то – Ш. запись в тетради будет выглядеть примерно так: ш, ш, ж, ш, ж, ж… Но такой вид работы не подходит для дифференциации звуков по твёрдости/ мягкости.
4. Для работы с твёрдыми/мягкими согласными звуками или звуками И-Й можно использовать «Цветной диктант». Учитель произносит слоги/слова. Дети рисуют в тетради синий/зелёный круг/квадрат (для твёрдых/мягких звуков) или зелёный/красный (для Й-И).
5. Для дифференциации звуков Ч’-Т’ можно повесить на доску изображение головы человека с раскрытым ртом или открытый рот с зубами. Это поможет детям различать и правильно произносить эти звуки в словах (данные звуки очень похожи по способу и месту образования в речевом аппарате). Необходимо понаблюдать с учениками за тем, «где живёт звук?» (наверху, внизу, на верхних зубах, на нижних зубах). Прикрепить карточки с дифференцируемыми звуками/буквами на место образования звука в нарисованном рту. После всего этого играть: «Услышите звук Ч’ – поднимите руки, услышите Т’ – опустите руки вниз».
В приложении 1 представлена подборка слов для дифференциации. Сначала надо называть слоги, затем слова (они идут по степени усложнения восприятия звуков).
Приложение 1.
О-У
Слоги: но, ну, пу, по, ро, ру, су, ло, лу….
Слова: осы, усы, улей, окна, суп, сок, толк, тур, куст, пусть, кость, пост, плут, плот, клоп, клуб, полка, булка, слуга.