Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Гатальская И.Н. Сенсорное развитие ребенка

Библиографическое описание:
Гатальская И.Н. Сенсорное развитие ребенка // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

В ФГОС дошкольного воспитания, формируется возможность для дальнейшего волевого, эмоционального и познавательного развития детей. Важную роль заслуживает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, началом, которого значится сенсорное воспитание. Высокий уровень сенсорного развития важен для человеческой деятельности в целом, а в особенности для творческой деятельности. Истоки же сенсорных способностей, по словам ученого, лежат в общем уровне сенсорного развития, который достигается в ранние периоды детства.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование информирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст актуально в развитии ребенка младшего возраста.

Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения.

Малышам тяжело синхронно находить решение нескольких задач зрительного и слухового восприятия, во время разнообразного рода операций с данными предметами, что значится главным в сенсорном развитии благоприятен для совершения деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

В педагогике сенсорно воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребёнка.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Объяснения правил, словесные инструкции нередко бывают несамостоятельными, потому что ребята еще плохо соображают, и что им еще тяжело управлять поведением с помощью слова. Слова, которыми пользуется воспитатель, непременное обязаны быть включены в контекст настоящих действий, обладать яркой интонационной окраской и сопровождаться должными движениями и жестами. Воспитатель обязан развивать не словами, а эмоциями, поступками. Как только взрослый сам увлечется какой-либо деятельностью, то он сумеет пробудить заинтересованность к ней у ребенка.

Главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы обучить ребенка верному способу действий, представить или же подсказать точное решение, а в том, чтобы пробудить и оказать поддержку познавательной активности, нужно заинтересовать ребенка таинственным предметом и подтолкнуть к экспериментированию, которое он проведет сам. Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.

Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью детей.

Для детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет характерны ведущие виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисования, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями).

Деятельность для сенсорного развития может быть:

· игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);

· трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);

· коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);

· познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);

· продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т.д.);

· музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);

· двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).

- Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Подбери животных по размеру», «Посели рыбку в свой аквариум:», «Подбери по размеру», «Посели мишку в свой домик» и т.д.

- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Посели животных и фигурки в дома», «Помоги белке подобрать жёлудь», «Один, много».

- Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери чашку к блюдцу» «Посади бабочку на цветок» «Подбери карандаш по цвету», «Подбери одежду по цвету».

- Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п.

Владение сенсорного эталона – это не только умение точно назвать какое-то свойство. Необходимо отчетливо представлять все разновидности этого свойства, и уметь использовать эти представления в дальнейшем анализе.

Использованная литература:

Пилюгина Э.Г, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983.

Усова А.П., Запорожец А.В. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника» — В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965,

Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2024