НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Топильская О.А. Взаимодействие сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Безусловно, это один из самых актуальных вопросов, потому что в развитии и воспитании ребенка большую роль играют не только педагоги, которые находятся рядом с ним, и которые ставят перед собой цель -развития, воспитания маленького человека. Конечно, же главными педагогами для ребенка являются родители.
Сегодня многие семья нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Даже если семья имеет высокий уровень педагогических и психологических знаний, она все равно нуждается в том, что бы педагог, рассказал о тех сторонах жизни, которые скрыты от их взгляда, о том как ребенок общается, играет, как он чувствует себя в детском саду, как удовлетворяются его потребности в питании, сне и т.д. Вопросы питания, сна волнуют родителей больше всего, потому что они, безусловно чувствуют свою ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка, и хотят что бы он чувствовал себя хорошо. И сегодня вопросы взаимодействия с родителями осмысливаются по-новому. Во всех основных положениях дошкольного образования говорится том, что родители являются активными участниками педагогического процесса. Написать это можно, но здесь есть две стороны: готовы ли родители стать именно участниками педагогического процесса в детском саду, а с другой стороны, готовы ли педагоги впустить родителей в этот педагогический процесс. В педагогическом процессе есть определенного рода интимность и не хотелось, чтобы в него вмешивались другие люди, которые вдруг начнут оценивать педагога и критиковать. Поэтому определенная сложность в организации этого вопроса есть. Социальная ситуация в жизни наших современных родителей тоже меняется. Мы все очень торопимся, мы все очень много работаем, и поэтому спасибо детскому саду, что хотя бы на время он забирает нашего ребенка и предоставляет нам возможность и свободу для нашей активной, культурной, трудовой и другой деятельности. Но вместе с тем мы понимаем, что если не будет единства в вопросах воспитания и развития ребенка, если не помогать и принимать своего ребенка правильно, грамотно, по-настоящему, то прочеты в воспитании и образовании ребенка будут безусловно. Современные психологи разрабатывают различные рекомендации и концепции, которые позволяют нам выстроить хорошее грамотное, активное взаимодействие с родителями. Остановимся на одной из главных технологий, которая достаточно подробно раскрывает моменты, касающиеся взаимодействия родителей с педагогами.
Итак, одним из основных этапов данной технологии является установление с родителями доверительных отношений, которые являются следствием исключительной ориентации и педагога, помощника воспитателя на положительный образ ребенка. Это очень сложный этап, иногда достаточно длительный, потому что часто в природе человека, оценивая другого возникает желание найти не положительные стороны в образе, а именно проблемные, отрицательные. И очень часто, когда родители спрашивают у воспитателя: «Как мой ребенок?», - воспитатель начинает вспоминать сложностях и проблемах, возникших у ребенка в течение дня. Особенно этот этап технологии важен на этапе адаптации, когда у его родителей настороженное отношение к детскому саду, когда и ребенок испытывает трудности к привыканию, к новому пространству, очень важно установить доверительные отношения на базе исключительной ориентации всех взрослых, которые рядом с ребенком на его положительный образ. Это означает, что ни при каких обстоятельствах нельзя на ребенка жаловаться. Нельзя не согласиться, что это бывает трудно, потому что дети дерутся, кусаются, не едят, не спят. И тогда возникает вопрос: «А что мы должны обманывать родителей? И не говорить, что он не спал, не ел, и вообще он сегодня весь день проплакал».
Конечно, обманывать нельзя, но надо пытаться создать все условия, для того, чтобы ребенок хоть немного, но поел, хоть немного, но поспал, а если не поспал, то побыл в той атмосфере, в которой рядом с ним был взрослый, который его успокаивал. И если ребенок кусается и дерется, то обязательно рядом с ним находится взрослый, который отвечает за это пространство и знает, как избежать этого, как отвлечь от этого. Который знает, как создать ситуацию деятельности, в которой ребенок даже не будет думать о своих проступках. Жалуясь на ребенка, мы расписываемся в своем педагогическом бессилии, потому что как правило родители говорят, что дома ребенок спит, ест, дома он не кусается. Дома другие пространства, другие хозяева, другая цель деятельности и ребенок просто напросто не может к этим условиям приспособиться. Говоря о первом этапе, взрослые будут нам доверять, если они почувствуют, что мы приняли их ребенка, что воспитатели относятся к нему с любовью, вниманием, заботой, что есть проблема, но эта проблема не ребенка, а проблема взрослого, который не знает, как решить эту проблему и просит помощи у родителей. Сравним, есть ли различие в таких фразах: ваш ребенок плохо воспитан, не спит днем и не слушается. И другая фраза: меня волнует, что Матвейка не спит днем, и поэтому он не отдыхает. Я пробовала почитать, посидела с ним, может сегодня положите его спать пораньше, а может, подскажите, как мне его легче уложить спать.
О четкости и правильности произнесенных фраз, речевых обращений можно не говорить, но жалоба и обращение с просьбой - это абсолютно разные вещи. Родитель никогда не будет принимать чужого взрослого, который критикует и говорит плохо о его ребенке. Родитель может смалодушничать и кивать, может в присутствии другого взрослого начать ругать своего ребенка, но он никогда не будет любить и принимать того взрослого, который плохо говорит о его ребенке, потому что он ни друг ни родителю, ни его ребенку. Вспомните об этом, когда хочется пожаловаться на ваших детей.
Как долго длится этот период? Иногда у детей меньше проблем и родители более открыты в общении, если вы демонстрируйте исключительное принятие их ребенка, то этот период выстраивания доверительных отношений может быть не долгим. Но есть родители, у которых есть их прошлое, есть негативный опят общения с кем то, может опыт из детства, и поэтому с такими родителями придется очень долго доказывать, что вы их партнер, вы их друг, вы готовы их принимать в пространстве детского сада. Это требует большого внимания со стороны всех взрослых, которые находятся рядом с ребенком.
Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. На этом этапе стоит забыть о всех отрицательных моментах и попытаться установить психологический контакт.
Но на этом взаимодействие с родителями не заканчивается. Второй этап - это этап, когда мы можем предложить родителям войти в пространство детского сада, для того что бы раскрыть для них те стороны жизни, которые являются для них скрытыми для них и их ребенка.
С одной стороны, есть положения, говорящие о том, что родители могут участвовать в педагогическом процессе.
С другой, есть сады, в которых родителям не разрешают входить в групповую комнату. Здесь присутствует абсурдность этого явления. Мы приглашаем родителей на праздники, они играют и соревнуются вместе с педагогами в спортзале, они играют и участвуют в утренниках в музыкальном зале, мы проводим родительские собрания в групповой комнате. Но когда родитель просто приходит и хочет организовать какую-либо деятельность, педагоги запрещают им это делать. И медики, и методисты, и заведующий, и сам воспитатель не всегда предлагают родителям понаблюдать за деятельность ребенка со стороны.
Как правило, организаторы всех вопросов по деятельности с родителями говорят, что это очень важный момент, когда родители имеют возможность и понаблюдать за деятельность детей и включится в эту деятельность.
Безусловно, это должно быть органичное включение. Взрослый должен продемонстрировать ту деятельность, в которой он компетентен. Если папа умеет играть в шахматы, то он может научить мальчишек группу играть в шахматы. Если мама вяжет и плетет макраме, то она может организовать такой кружок, показать открытое занятие. Если бабушка великолепно читает сказки, то она может организовать театрализованную деятельность.
На втором этапе пространство детского сада для родителей должно быть более прозрачно. И только после этого мы можем включать родителей в те проблемы развития ребенка, которые могут у него быть.
Подключая специалистов, я обращаюсь к потенциалу семьи и показываю, что детский сад для этого развития делает все. Единая совместная работа по созданию условий, в котором бы ребенок имел возможность развить свои способности, не отдельно детский сад от семьи, а вместе, является одной из самых важных и главных задач.
Еще до поступления детей в детский сад, я устанавливаю тесный контакт с родителями моих воспитанников. Общаясь с родителями индивидуально, в мирной, доброжелательной обстановке, я тактично рассказываю, что сотрудники ДОУ для них союзники. Я договариваюсь с родителем, я стараюсь снять тревожность родителя, я оказываю содействие родителю в решении тех вопросов, которые родитель предполагает, что будет связано с трудностями ребенка в детском саду. И наоборот, родитель спрашивает: «Чем я могу помочь вам?», - участвует в этой работе по мере сил и возможности взаимодействовать и дополнять, не перекладывая друг на друга. Именно так должны взаимодействовать семья и ДОУ в вопросах воспитания ребенка. Я очень хочу, чтобы родители меня понимали, и я в свою очередь обещаю им заботиться и полюбить их ребенка.
Библиографический список
1.       Витале Джо Руководство к жизни, которое вам забыли выдать при рождении / Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2007. – 224 с.
2.       Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
3.       Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер: худож. Г. А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 238.
4.       Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5.       Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Родители и дети: конфликт или союз? – М.: Никея, 2009. – 175 с.
6.       Никольская И.М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2006, 352 с.
7.       Петровская Л. В. Если с ребенком трудно / Людмила Петровская: худ. Андрей Селиванов. – Москва. АСТ, 2015 – 142.
8.       Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников / Под. ред. Л.В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013. 128 с.
e-mail: olya24082002@yandex.ru, телефон: 89158827392
2017