Актуальные вопросы дошкольного образования

Еловенко Н.В. Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Еловенко Н.В. Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста играет важную роль в формировании личности и характера ребенка. В этом возрасте дети находятся в стадии активного развития, их мировоззрение только начинает формироваться, поэтому важно создать благоприятную среду для развития их духовных и нравственных качеств.

Духовно-нравственные качества - это набор характеристик личности, которые связаны с духовной сферой человека и определяют его моральные принципы, ценности и поведение. К ним относятся такие качества, как доброта, честность, эмпатия, сострадание, толерантность, ответственность, уважение к окружающим и другие.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств;

- нравственного облика;

- нравственной позиции;

- нравственного поведения.

Анализируя нормативные документы в области воспитания, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

- формирование начал патриотизма и гражданственности;

- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания), коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт);

- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.

Одним из ключевых аспектов воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является пример со стороны взрослых. Родители, педагоги и другие взрослые, с которыми ребенок взаимодействует, должны быть образцом для подражания. Они должны демонстрировать доброту, честность, уважение к окружающим и другие положительные качества. Дети в этом возрасте очень подражательны, поэтому видя хороший пример у взрослых, они будут стремиться к подобным поступкам.

Еще одним важным аспектом воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является обучение им эмпатии и состраданию. Дети должны учиться понимать чувства других людей, проявлять заботу и поддержку по отношению к ним. Это можно делать через различные игры, рассказы и обсуждения, которые помогут развить у детей понимание того, что каждый человек уникален и заслуживает уважения.

Также важно обучать детей дошкольного возраста основным моральным ценностям, таким как честность, ответственность, трудолюбие и толерантность. Это можно делать через различные игры и задания, которые помогут детям понять, что правильные поступки приводят к положительным результатам, а неправильные – к негативным последствиям.

Методика воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста включает в себя ряд подходов и методов, в том числе:

1. Формирование эмпатии и понимания: стимулирование развития способности детей к проявлению заботы и понимания других людей, развитие навыков общения и взаимодействия в коллективе.

2. Развитие чувства ответственности: поощрение детей принимать ответственность за свои поступки и поведение, обучение пониманию последствий своих действий.

3. Формирование уважения к окружающему миру: путем знакомства с окружающей природой, развитие бережного отношения к живым существам и окружающей среде.

4. Развитие творческих способностей: поощрение творческого мышления, развитие воображения и способностей самовыражения через художественные и игровые активности.

5. Воспитание доброты и толерантности: обучение детей уважению различий, продвижение идеи равенства и справедливости, формирование толерантного отношения к различиям в культуре, религии и мироощущении.

6. Развитие самосознания и саморегуляции: помощь детям в понимании и управлении своими эмоциями, развитие самоконтроля и адекватной оценки собственных поступков.

Эти методики основаны на принципах индивидуализации подхода к каждому ребенку, игровых формах обучения, поощрении позитивного поведения и примерах со стороны воспитателей и родителей.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста – это сложный, но важный процесс, который требует внимания и терпения со стороны взрослых. Однако, инвестирование времени и усилий в формирование хороших нравственных ценностей у детей в раннем возрасте может принести значительные плоды в будущем.

Список литературы:

1. Золотарева Е.К. Педагогическая система духовно-нравственного развития и развития личности. Пермь: ПГПИ. - 1993. - С.64-87.

2. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Педагогика. 2013. - С. 72-82.
2024-03-04 16:09 2023