Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Горникова О.В., Искучекова Г.А. Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Библиографическое описание:

Горникова О.В., Искучекова Г.А. Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Воспитание любви к родному краю, …к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Д.С. Лихачев

Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную часть лингвистического образования учащихся является делом общественно значимым и актуальным. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на котором легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, аула, происхождению фамилий, имён, названию городов, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, повышает его эффективность.

Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

· систематичность,

· доступность,

· наглядность,

· разнообразность материала,

· связь материала в учебной и воспитательной работе.

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает любовь к своей малой родине, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это дает возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении русскому языку может стать использование на уроках художественных произведений хакасских писателей и поэтов, таких как Владимир Балашов рассказ «Призрак единственной», Геннадий Сысолятин повесть «Степной Пегас», Константин Бурнаков рассказ-быль «Никанор» и многих других.

При подготовке к проведению конкретного урока можно использовать в качестве материала связные тексты. Они расширяют знания учащихся о нашей стране, нашем селе и республике, их истории, природы, животном мире и т.д.

Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм – соответствовать программе и разделам, … должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, вызвавшие затруднения у учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее».

Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений.

Поэтому можно использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.

В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста.

Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста являются «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно - образного, с другой - логического.

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.д.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки.

Для лингвистического анализа на уроках русского языка используют не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений хакасских писателей.

Анализ текстов особенно важен в VIII-XI классах, при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста на то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.

Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности. В процессе работы с текстами (отрывками из них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями

Использование произведений хакасских писателей дает учащимся представления о краевых особенностях: о географических названиях (топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях оврагов, рек, озер и урочищ и т.д. (микротопонимика). Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от данного региона.

Но, кроме этого, использование на уроках русского языка фактов истории еще больше углубит знания учащихся о республике. Смена характера преподавания нового материала позволит сосредоточить внимание школьников. Например, можно познакомить с биографиями писателей, поэтов Хакасии.

Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о жизни Николая Доможакова.

Кроме цельных текстов с учетом регионального компонента для групповых заданий, не менее важным является использование карточек для индивидуальной проверки отдельных учащихся. Например, карточки со следующим заданием:

1. Расставить предложения в правильном порядке.

2. Отметься слово, которое нужно вставить в предложение.

3. Вставьте в предложение слово или словосочетание, подходящее по смыслу.

Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе.

Использование национально-регионального компонента поможет углубить знания учащихся в области национальной культуры, традиций, обычаев, осознать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.

Список использованных источников:

1. Благова Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) / Н.Г.Благова, Л.А.Коренева, О.Д.Родченко //Русский язык в школе. – 1993. – № 4. – С. 16–19.

2. Болотова С.А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО./С.А.Болотова. – Смоленск: СГПУ, 2014. – 172.

3. Лыжова Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка. - Воронеж, 2002.
2023