Актуальные вопросы начального общего образования

Гущина Ю.Г. Йотированные гласные Е Ё Ю Я

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf


Гласных букв в алфавите насчитывается 10, но в их числе есть 4 буквы, у которых написание и звучание различно (несоответствие фонетики с графическим оформлением). Такие буквы получили название «йотированные». Анализируя литературные источники [1-3], можно сделать вывод о том, что йотированные гласные — это гласные буквы, которые в отдельных случаях могут обозначать сразу два звука. Прилагательное «йотированный» образовано от глагола «йотировать», что значит произносить со звуком [йот].

Очень важной задачей в букварный период является знакомство учеников с чтением йотированных букв. Это значит, что дети учатся читать звук в различных обозначениях. Например, Яна- [йа]на, пьют -[п'йу]т, моя-мо[йа] и т.п. На этом этапе чтения, как правило, у учащихся не возникает трудностей. Дело осложняется, когда необходимо произвести фонетический разбор слова (составить звуковую схему слова).

Сначала дети узнают, что гласные е, ё, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного в слоге слияния, а потом в ходе практически-исследовательской деятельности (анализа и синтеза) узнают, что эти гласные могут обозначать два звука. Например, лес-[л'эс], ель-[йэл'] и т.п. В ходе выполнения различных видов упражнений, дети учатся находить йотированные гласные, определять их место в слове и проводить анализ ситуации.

Для лучшего и осознанного усвоения материала по данной теме, я составила памятку «Йотированные гласные е, ё, ю, я» (рис.1), в которой всю сложность изучаемой темы изобразила в виде горы, по которой взбираются ученики (человечки).


Рисунок.1. Памятка «Йотированные гласные е, ё, ю, я»

Данное пособие я активно использую на уроках со своими учениками(рис.2)


Рисунок.2. Использование памятки на уроке  

а также рекомендую его при выполнении заданий дома(рис.3).

Рисунок.3. Выполнение домашнего задания

      Обобщая всё выше написанное, подчеркну, что методически грамотное изучение звукового строя языка в букварный период, в дальнейшем поможет ученикам в изучении орфографических правил.

Библиографический список

1. Плотников С.В. Методические основы начального языкового образования. Екб: 2012.
2. Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика изучения русского языка в начальных классах. М.: Просвещение, 1979.
3. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. М.: Владос, 2019.

2022