Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf
Гласных букв в алфавите насчитывается 10, но в их числе есть 4 буквы, у которых написание и звучание различно (несоответствие фонетики с графическим оформлением). Такие буквы получили название «йотированные». Анализируя литературные источники [1-3], можно сделать вывод о том, что йотированные гласные — это гласные буквы, которые в отдельных случаях могут обозначать сразу два звука. Прилагательное «йотированный» образовано от глагола «йотировать», что значит произносить со звуком [йот].
Очень важной задачей в букварный период является знакомство учеников с чтением йотированных букв. Это значит, что дети учатся читать звук в различных обозначениях. Например, Яна- [йа]на, пьют -[п'йу]т, моя-мо[йа] и т.п. На этом этапе чтения, как правило, у учащихся не возникает трудностей. Дело осложняется, когда необходимо произвести фонетический разбор слова (составить звуковую схему слова).
Сначала дети узнают, что гласные е, ё, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного в слоге слияния, а потом в ходе практически-исследовательской деятельности (анализа и синтеза) узнают, что эти гласные могут обозначать два звука. Например, лес-[л'эс], ель-[йэл'] и т.п. В ходе выполнения различных видов упражнений, дети учатся находить йотированные гласные, определять их место в слове и проводить анализ ситуации.
Для лучшего и осознанного усвоения материала по данной теме, я составила памятку «Йотированные гласные е, ё, ю, я» (рис.1), в которой всю сложность изучаемой темы изобразила в виде горы, по которой взбираются ученики (человечки).
Рисунок.1. Памятка «Йотированные гласные е, ё, ю, я»
Данное пособие я активно использую на уроках со своими учениками(рис.2)
Рисунок.2. Использование памятки на уроке
а также рекомендую его при выполнении заданий дома(рис.3).
Рисунок.3. Выполнение домашнего задания
Обобщая всё выше написанное, подчеркну, что методически грамотное изучение звукового строя языка в букварный период, в дальнейшем поможет ученикам в изучении орфографических правил.
Библиографический список
1. Плотников С.В. Методические основы начального языкового образования. Екб: 2012.