Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
Добрый день! Меня зовут Шепелева Елена Васильевна, я учитель математики специальной общеобразовательной школы №2 (открытого типа) г.Санкт-Петербург, в стенах которой обучаются дети с трудностями в обучении, поведении и социализации. В этом году я веду внеурочную деятельность по теме: «Финансовая грамотность». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и проекта Минфина России о содействии повышения уровня финансовой грамотности населения РФ, была разработана рабочая программа для обучающихся 5-9 классов.
Цели и задачи которой направлены на формирование базовых знаний в финансовой сфере, готовности принимать ответственные решении в области управления личными финансами.
Это первый год изучения этой темы в нашей школе. Так как у нас обучаются дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, то и программу я адаптировала под наших ребят, а именно: сделала акцент на профилактику правонарушений у несовершеннолетних.
Содержание курса является вводным, рассчитан на первый год обучения. Содержит много интересных и познавательных тем в изучаемой области. Я бы хотела обратить внимание на такие разделы, как экономия средств и заработок.
Экономия средств, это, в первую очередь, учет всех поступлений и трат. На занятиях мы заполняем таблицы расходной статьи в Excel (Рисунок 1). Анализируем свой бюджет. Сравниваем заработанные средства и потраченные. Учимся экономить.
Рисунок 1.
Так как мы боремся за здоровый образ жизни наших учащихся и учим не нарушать закон РФ, то основной задачей является отучить ребят от вредных привычек, таких как: курение, употребление энергетиков, коктейлей, чипсов и т.д. Например, мы производим расчёты: сколько денег мы экономим, когда отказываемся от сигарет, энергетиков и чипсов. Приобретаем свободные денежные средства и бережем здоровье.
Пример расчетов
Сигареты: 150*30=4500руб (месяц) 150*365=54750руб (год) Сможем отложить деньги, и на основании этого заполняем таблицу Богатства. Считаем, сколько мы можем накопить денег за определенный промежуток времени (Рисунок 2).Рисунок 2.
Многие наши дети испытывают нехватку личных денег, что зачастую подталкивает их на совершение правонарушений. Мне, на наших занятиях, хочется предложить им альтернативу: научить зарабатывать легально, не нарушая закон. Современные дети много времени проводят за компьютером, а это, в основном, бессмысленное время препровождение за компьютерными играми. Зачем тратить врем зря, когда можно при помощи компьютера овладеть несложной профессией и заработать деньги! В интернете есть молодые современные блогеры, которые с увлечение рассказывают о возможности заработать, например, на создании простых сайтов, их продаже и дальнейшем продвижении. Так же с легкостью и бесплатно обучают обслуживать компьютеры и ноутбуки, чистить их от загрязнений и вирусов, устанавливать и обновлять Windows. На наших занятиях мы смотрим видео такого рода, обсуждаем их, изучаем представленные профессии, задаем вопросы и ищем на них совместно ответы.
Новый учебный год только начался, а мы уже провели с ребятами несколько мероприятий.
Учились экономить свои денежные средства. Заполняли таблицу Богатства, а также провели игру Монополию, среди ребят 7-х классов.
Мне кажется, при изучении финансовой грамотности есть большая возможность нам, преподавателям такого сложного предмета как математика, не только показать другую сторону финансово-математической науки, но и увлечь ребят в другой современный мир, где можно научится зарабатывать деньги, не нарушая законы. Умело ими распоряжаться, преумножать их во благо себе и своей семьи. И все это нам позволяет сделать проект Минфина России о содействии повышения уровня финансовой грамотности населения и учащихся 5-9 классов успешно внедряемый учителями-предметниками и нашедшим отклик и интерес своей целевой аудитории. Очень хочется, чтобы наши ребята выросли законопослушными и успешными в этом непростом мире.
Спасибо Вам большое за внимание.