Большое значение в жизни людей играет общение. Личностное взаимодействие, совместная деятельность, взаимная симпатия, глубокая эмоциональная привязанность в дружбе - все это придает нравственную силу, социальную активность, уверенность в собственной необходимости для других.
Как показывает практика, дошкольники не всегда находят адекватные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями сверстников. Невозможность самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию вызывает у детей внутреннее дискомфортное состояние и негативные чувства.
В ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Установление дружеских, доброжелательных взаимоотношений между детьми, способными эмоционально отзываться на переживания других, является одним из важных компонентов психического здоровья и эмоционального благополучия дошкольников.
С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается, как способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, способность правильно распознавать эмоциональное состояние человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи.
Эмпатия важна для развития, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с кем у нас есть прямой контакт: члены семьи, одногруппники, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, пассажиры в автобусе и друзья и т.д. Чем проще дошкольнику чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем легче ему будет жить.
Эмпатия не присуще человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям.
В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи.
Исследователь Т.П. Гаврилова изучает эмпатию как форму эмоционального переживания. Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H. Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.
Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов.
Начальный этап «эмоционального заражения»
· 1-й год жизни -ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания»;
· 2-й год жизни - малыш начинает проявлять активный интерес к детям и взрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители);
· на 3-4-м году жизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок склонен игнорировать чувства и желания других людей);
· В 4-6 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» Ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.
Духовное и интеллектуальное начало ребенка развивается через эмпатию, способствует тому, что ребенок позитивно адаптируется к обществу.
Представьте себе самую повседневную ситуацию: один из детей сломал свою любимую машинку на детской площадке. Некоторые из его товарищей поспешат утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своим делом, а кто-то даже посмеется и даже будет счастлив. Эти три модели поведения ясно показывают степень развития эмпатии у детей. Не все дети могут сочувствовать ребенку в неудобной ситуации, и это тревожный знак для родителей, потому что сочувствие является важным социальным навыком.
Понимание проблем других людей необходимо закладывать в ребенке с трехлетнего возраста, поскольку именно в этот период происходит начальное становление социальных норм. Если старший дошкольник сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и разочарования сверстников и близких, вполне вероятно, что в будущем он не будет уделять должного внимания проблемам других.
По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.
Мы можем выделить три необходимых условия:
1. Получение своего положительного опыта.
2. Осознание собственных эмоций и чувств.
3. Осознание того, что должен чувствовать другой.
Эти условия являются одновременно этапами развития эмпатии.
Проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии. Разработка эффективных, научно-обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка каким-либо знаниям и навыкам.
Формирование эмпатии у ребенка зависит от многих факторов.
Мы перечислим его основные:
· индивидуальный темперамент и эмоциональные характеристики возбудимость, психодинамические качества человека;
· мотивирующие характеристики;
· формирование у ребенка представлений об эмоциях и чувствах;
· социальные и моральные отношения и требования;
· степень близости к объекту эмпатии и частота общения с ним;
· интенсивность стимула эмпатии, богатства и разнообразия опыта у ребенка.
Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.
В таблице приведены различные формы развития эмпатии в рамках каждого вида деятельности.
Таблица. Формы и методы развития эмпатии в рамках разных видов деятельности
Вид деятельности
Формы и методы развития эмпатии
Коммуникативная деятельность
· сказкотерапия,
· анализ жизненных ситуаций,
· беседы с детьми,
· чтение детской литературы
· обсуждение литературных произведений,
· занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы,
· внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми,
общение и взаимодействие дошкольников со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья
Предметная деятельность
· сюжетные игры,
· обсуждение игр,
объяснение детям этических правил совместных игр
Учебная деятельность
· решение задач с «этическим подтекстом (например «Как разделить яблоки поровну»),
· проектная деятельность
Художественная деятельность
· игры-театрализации,
· кукольный театр,
· лепка,
· рисование,
· аппликации,
· прослушивание музыкальных произведений,
· просматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства,
· проведение «недели добра»
Игровая деятельность
· сюжетно-ролевые игры,
· игры с предметами,
коллективные игры с определенными правилами
Трудовая деятельность
· совместный труд,
· распределение и выполнение обязанностей в группе,
· уход за комнатными животными (рыбки, попугайчики),
· изготовление кормушек и домиков для птиц,
· изготовление подарков,
· беседа – обсуждение «Как я помогаю маме»,
· занятие «Как работают мои родители»,
· акция «Добрые помощники»,
акция «Спешите делать добро»
Физическая культура
· психогимнастические этюды,
· пантомимы,
· командные игры,
· «Веселые старты»
Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте показывает, что этот период благоприятен для её развития, поскольку у детей активно развивается способность понимать переживания другого человека и демонстрировать эмпатию. Условиями развития эмпатии у дошкольников являются:
· комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;
· развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;
· развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний,
· осознавать собственные переживания,
· развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)
Для того чтобы всецело организовать воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо четко спланировать этот процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также ресурсы, задействованные для этого.
Библиографический список:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2015. 672 с.
2. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 26-35
3. Нифонтова О. В. Учим детей разрешать конфликт. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128