НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Комиссарова Н. П., Святошенко Е. С., Мастьянова А. Н., Маркова Е. Г. Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Каждый день в детский сад приходят разные дети, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но их всех объединяет одно, они всё меньше и меньше удивляются и восхищаются. Их интересы однообразны: машинки, куклы, телефоны, игровые планшеты. Все дальше на дальний план уходит интерес к художественной литературе. Так как же разбудить у детей интерес к русскому слову?
И тут на помощь приходит театрализованная деятельность. Основная цель, которой, сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями и эмоциями, интересными делами, радостью творчества.
Театрализованная деятельность является помощником при взаимодействии с дошкольниками, она помогает подобрать ключик к сердцам детей, не взирая, на их особенности, ведь каждый ребенок уникален по-своему, а театр всегда сказка, волшебство, превращения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Положительные, яркие эмоции — начало формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Именно на основе творчества можно обогащать и развивать личность ребенка, управляя формированием духовных потребностей. Конечно, в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом начинании ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается воображение. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередовании функций исполнитель - зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.
Одной из важнейших задач дошкольного образования России согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является приобщение подрастающего поколения к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Именно поэтому в детских садах города Чебоксары особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию дошкольников, проводятся тематические мероприятия, реализуются муниципальные проекты.
С 2017 года в дошкольных учреждениях города Чебоксары Чувашской Республики успешно реализуется муниципальный проект "Театр глазами детей". В рамках реализации проекта в детских садах с целью изучения и сохранения культурного наследия народов России, развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе приобщения к театральному искусству, выявления и всесторонней поддержки талантливых детей проводятся детские фестивали, конкурсы, творческие встречи с известными актерами, мастер-классы актерского мастерства.
Педагоги МБДОУ «Детского сада № 3» города Чебоксары активно реализуют муниципальный проект «Театр глазами детей». Используя в образовательном процессе театрализованные игры во время занятий, как игровой прием и форму обучения; в совместной деятельности – на прогулке и вне занятий; в самостоятельной игровой деятельности детей - активизируют перенос волнующих и побуждающих интерес ситуаций и впечатлений. Так же театрализованная деятельность строится в тесном взаимодействии со специалистами детского сада. Успешность и результативность театральных занятий зависят от работы с музыкальным руководителем. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмичного и выразительного движения, без определенных навыков добиться результатов в театральном творчестве невозможно. С инструктором по физической культуре создаются сценарии физкультурных праздников и досугов. На занятиях с психологом проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей, умение тонко чувствовать и познавать окружающий мир, выражать свои эмоции. Ежегодно в рамках Всемирного дня театра в детских садах города Чебоксары проводится тематическая неделя «Театральный калейдоскоп», где с детьми проводятся беседы о театральных профессиях, видах театра, сказках, также, экскурсии по театрам, встречи с актерами, небольшие постановки (Рис. 1).


Рис. 1. Постановка русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Важным фактором успешной реализации творческих направлений образовательной работы МБДОУ «Детский сад №3» города Чебоксары является вовлечение родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку детей и педагогов в театральной деятельности. Заучивать реплики, репетировать роли, создавать костюмы и необходимые атрибуты помогают семьи воспитанников. Родители активно вовлекаются в творческую театральную деятельность, участвуют в театральных постановках, таких как драматизация известных детям произведений - «Сказка о глупом мышонке», «Айболит», «Колобок», «Красная шапочка», участие в развлечениях для ребят - «Незнайка в гостях у Айболита», «Новогодний десант», «Здоровье береги с молоду» и другие. Эти социальные инициативы, проявляемые родителями, позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина.
С целью изучения и сохранения культурного наследия народов России, развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе приобщения к театральному искусству, выявления и всесторонней поддержки талантливых детей в детских садах города Чебоксары проходит фестиваль «Театральная весна». В МБДОУ «Детский сад №3» города Чебоксары педагоги с детьми подготовили театральную постановку башкирской народной сказки "Легенда о Курае", русской народной сказки «Колобок» (Рис. 2). Ведь именно через сказку дети знакомятся с такими основными понятиями, как «что такое хорошо», «что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей.


Рис. 2. Постановка русской народной сказки «Колобок»

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующий у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. И воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, ребята знакомятся с окружающим миром через образы, краски, эмоции, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы педагогов над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь воспитанников, совершенствуется звуковая культура их речи, интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Не менее важно то, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют эмоционально сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В заключении можно отметить, что театральная деятельность, организованная в дошкольном учреждении, играет большую роль в формировании разносторонней личности ребенка. Она доставляет радость, привлекает яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. «Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающий мир!»

Литература:
1.    Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. – 126с.;
2.    Кофман Н.С. приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2013. – 72с.
3.    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
4.    Неменева Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр //Дошкольное воспитание. – 2009. - №1. – С.19.


2022