Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Иванова А.С. Коррекционно-педагогическая работа над выразительностью речи старших дошкольников с речевыми нарушениями

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Речевая деятельность является универсальным и основным средством общения между людьми в обществе и одновременно – главным средством вербальной коммуникации. При этом наряду со звуковой речью, невербальная коммуникация также является важнейшим средством общения и взаимопонимания людей. Старший дошкольный возраст — это возраст активного вхождения в мир социальных отношений. Одной из задач коррекционно-педагогической работы является формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Уровень речевого развития ребёнка будет определять, насколько успешным будет его адаптация в этом мире. Выразительные средства речи, зачастую, являются более информативными для собеседника при общении, чем слова. Освоение детьми старшего дошкольного возраста указанных средств имеет свою специфику. Наиболее актуальна эта проблема для детей с речевыми нарушениями, для которых характерно отставание в развитии основных характеристик устной речи.
Значимость работы над выразительностью речи в процессе коммуникации, недостаточная изученность особенностей использования каждого вида невербальных средств общения у дошкольников с речевыми нарушениями, а также отсутствие комплексных методик поэтапного формирования этих средств общения определили актуальность нашего исследования.
Многие авторы, такие как Волкова Г.А., Левина Р.Е. и др., раскрывают в своих трудах методические аспекты коррекционно-педагогической работы у детей старшего дошкольного возрасата с нарушенной речевой функцией. [2; 3]
У старших дошкольников со стёртой дизартрией отмечается нечеткое восприятие фраз, ритмических словоформ, наблюдаются проблемы с расстановкой ударений, отмечаются ограничения в воспроизводстве речевых ритмических структур, темп произношения искажен. (Архипова Е.Ф., Лопатина Л.В.).[1; 4]
Научная новизна обоснована возможностью формирования выразительных средств речи на материале устного народного творчества. Определены критерии и показатели сформированности выразительной речи, разработан комплекс диагностических и коррекционных заданий.
Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня развития выразительных средств общения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Нами было организовано исследование, в котором приняли участие 30 дошкольников старшего возраста. Мы выделили две группы. В экспериментальную группу вошло 20 детей с речевыми нарушениями, а в сравнительную 10 человек с нормальным речевым развитием.
Исследование проходило по следующим направлениям:
1.изучение уровня сформированности невербальной коммуникации детей (исследование возможностей ребёнка понимать эмоциональное состояние по мимике, жестам и позе).
2. изучение сформированности восприятия и понимания вербальных средств речи (исследование возможностей ребёнка восприятия и воспроизведения модуляции высоты, силы голоса и темпа).
В основу изучения теоретических и методологических исследований по проблеме формирования выразительных средств общения у дошкольников со стертой дизартрией легли методики Архиповой Е.Ф. и Лопатиной Л.В. [1;4].
В дальнейшем, для развития невербальных средств общения, а именно для изучения, определения и передачу эмоционального состояния по мимике, жестам и позе, будут использованы русские народные сказки. А для формирования и развития вербальной коммуникации, детям будут предложены потешки и прибаутки, как наиболее интересный и доступный фольклорный жанр.
Мы полагаем, что использование устного народного творчества в коррекционно-педагогической работе со старшими дошкольниками является значимым в создании благоприятных условий для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи.

Библиографический список

1.        Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: Учебное пособие, - М,: Астрель, 2006. - 89 с.
2.        Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие, - Спб,: Детство-пресс, 2004. — 144 с.
3.        Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: М,: Просвещение, 1968. -367 с.
4.        Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие, - Спб,: Союз, 2005. — 192 с.
ankom.89@mail.ru +7(926)191-49-14


2018