НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова М. Н. Развитие речевой инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


В соответствии с ФГОС ДО, основополагающими принципами дошкольного образования являются учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при построении образовательной деятельности, взаимодействие детей и взрослых в формате сотрудничества, поддержка и поощрение инициативы детей в разнообразных видах деятельности.
Соблюдая принципы ФГОС ДО, очень важно создать в образовательном учреждении такие условия, в которых ребенок станет полноценным участником образовательных отношений.
Ведущие педагоги и психологи отмечают, что чем выше уровень развития инициативы у ребенка, тем разнообразнее содержание его игровой деятельности и динамичнее развитие личности. Инициативный ребенок способен самостоятельно организовывать игровую деятельность, продуктивные виды деятельности, содержательное общение. Дети с высоким уровнем развития инициативности и самостоятельности без труда находят себе занятие, исходя из собственных интересов, могут предложить увлекательное дело своим товарищам.
Воспитание самостоятельного и инициативного ребенка – работа не простая и многогранная. Особое внимание стоит уделить развитию самостоятельности и инициативности у детей с проблемами в речевом развитии. При организации работы в данном направлении, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ТНР, их возможности, о чем нам и говорит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложное речевое расстройство, проявляющееся в несформированной звуковой и смысловой сторонах речи, выражающееся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.
Уровень несформированности компонентов речи у детей определяет проявления общего недоразвития речи. Данные проявления могут варьировать от полного отсутствия речи (в том числе разговорного уровня) до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Общее недоразвитие речи негативно сказывается на формировании у детей не только речевой, но и интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Дети с общим недоразвитием речи чаще менее инициативны и общительны как со сверстниками, так и со взрослыми, дольше усваивают дидактический материал, медленней приобретают те или иные навыки и умения, у многих рассеянное внимание и низкий интерес к образовательной деятельности, стеснительны и малоинициативны.
Организуя работу с детьми с речевыми проблемами, основная задача педагога заключается в поддержке речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР в различных видах деятельности, в частности – игровой, являющейся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Деятельность педагога с целью развития у дошкольников с ОНР инициативности и самостоятельности в речевом высказывании предполагает следующее содержание:
- обогащение словаря детей (пассивного и активного),
- формирование грамматического строя речи,
- формирование правильного звукопроизношения,
- развитие слоговой структуры слов,
- развитие фонематического слуха и восприятия.
В работе педагога по вышеперечисленным направлениям наиболее эффективны следующие методы и приемы: беседы, вопросы педагога к детям, различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и т.д.), чтение художественной литературы, ознакомление с фольклором, придумывание загадок, логоритмика, составление рассказа по сериям картин, по сюжетным картинам, придумывание начала, продолжения или окончания рассказа, составление рассказов на предложенную тему или из личного опыта с опорой на картинки, схемы, пересказ.
В своей практической деятельности по развитию речевой инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы сделали упор на различные виды игр, потому что игра – наиболее понятный для дошкольников и интересный вид деятельности.
Дидактические игры способствуют развитию пассивного и активного словарей, развитию коммуникативных навыков, фонематического слуха, грамматического строя речи и т.д. Можно считать, что дидактическая игра – универсальный инструмент развития речевой сферы ребенка.
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию детской речевой инициативности за счет наличия возможности у ребенка воплощать в жизнь свои мечты, воображаемые действия, образы и имеющиеся знания. В сюжетно-ролевой игре ребенок выступает в роли режиссера или главного героя, что позволяет ему раскрепоститься, раскрыться, без боязни проявлять самостоятельность и инициативность, развивать коммуникативные навыки, озвучивая действия и мысли игровых персонажей.
Подвижные игры с речевым сопровождением так же способствуют развитию у ребенка коммуникативных навыков за счет озвучивания текстовой части игры, проговаривания своих действий.
Таким образом, игра выступает наиболее актуальным и продуктивным методом развития речевой инициативности и самостоятельности у детей. В процессе игры у детей с ОНР активно развиваются коммуникативные навыки, ребенок учится анализировать свою речь, проявлять словесное творчество, подбирать или придумывать новые слова, вести речевой диалог. В игровой деятельности дети способны быстрее запомнить и рассказать стихи, потешки, рассказы. Игровая ситуация порождает и стимулирует самостоятельную речевую активность.
Список использованной литературы:
1.       Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. — спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с.
2.       Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2021