НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Иванова И. В. Парциальная программа социальной адаптации детей 5‑7 лет «Занимательная практическая экономика для дошколят»

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Ребенок дошкольного возраста с раннего детства живет в мире окружающих его предметов, они обеспечивают первый сенсорный, исследовательский опыт, стимулируют познавательный интерес, формируют познавательную культуру и социальные представления (человек, потребности, ресурсы, труд, потребление, творчество, цивилизация, исторические ценности).
В процессе ознакомления с рукотворным миром дети соприкасаются с экономическими понятиями, глубже проникают в значимость и особенности труда взрослых, усваивают структуру трудового процесса как целостное условие его качества.
Федеральные государственные стандарты к организации образования в дошкольных учреждениях ставят педагогов в условия творческого поиска средств педагогического взаимодействия с детьми в сфере увлекательной и развивающей их деятельности в интересах формирование активной, целеустремленной инициативной личности, способной успешно реализовать себя в социальном мире.
Целевые ориентиры, как критериальные показатели воспитания и развития ребёнка в период дошкольного детства, указывают нам на то, что в старшем дошкольном возрасте деятельность, которую мы предложим ребенку, или он выберет сам, должна быть социально значимой, творческой и, опираясь на его жизненный опыт, предоставлять максимум возможности для его активности.
Такой сферой деятельности в рамках Примерной образовательной программы «Детство» (ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова) может быть экономическое воспитание с учетом технологии А.А. Смоленцевой «Ведение в мир экономики». В условиях новых рыночных отношений усиливается значимость таких качеств личности, как предприимчивость и деловитость, расчетливость и рачительность, инициативность и высокая дисциплинированность, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий. Чтобы вырастить человека деятельного, гармонично развитого, готового к реалиям современной жизни, есть смысл с дошкольного возраста заняться его экономическим воспитанием.
Детский сад организует свой образовательный процесс в рамках Основной образовательной программы и важно, чтобы парциальные программы, программы дополнительного образования были востребованными, но не перегружали детей заорганизованной педагогической деятельностью. В этой связи мы считаем актуальным разработку адаптированной программы экономического воспитания с приложением тематического плана, предполагающего игровые и практические ситуации общения с детьми.
Предлагаемая программа служит обогащению представлений детей о социальном мире и направлена на воспитание культуры человека – потребителя, созидателя и творца умеющего рационально распорядится своим временем, грамотно осознавать свои потребности, успешно использовать знания и умения, рачительно относится к вещам и ресурсам.
Таблица 1. Уточнение рассматриваемых понятий:
Категории

Педагогический словарь

Время
Ощущение (биологические часы), модель времени, измерение времени, соотнесение временных величин (протяженность, скорость, продукт деятельности)
Материалы (ресурсы)
Разнообразие, количество, качество, меры (измерение), комбинаторика, рациональность.
Предметы (товар)
Многообразие, функция, назначение, потребности, целесообразность, рачительность, бережливость.
Деньги (стоимость, цена)
Номинации, бюджет, потребность и целесообразность, расчётливость.
Природные ресурсы
Многообразие, богатство, потребности, сохранность, рачительность, воспроизводство
Трудовые ресурсы
Профессии, востребованность, качество труда, затраты.

Цель программы:
Обогащение тематических образовательных проектов экономическим содержанием, реализация задач экономического воспитания в различных видах детской деятельности (математической, художественно-творческой, познавательной).
Задачи:
- обогащение представлений о социальном мире, отношениях людей в сфере жизнедеятельности;
- создание условий для развития всех сфер личности ребенка, умений реализовать свои творческие способности в новых социальных ситуациях;
- знакомство детей на житейском уровне с простейшими экономическими понятиями, в ситуациях с которыми они часто сталкиваются (потребности, товары, деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство; экономия, рачительность, рациональность).
- развитие экономического мышления, воспитание экономической культуры личности, (трудовых умений, рационализма деятельности).
Организационно-методические основы:
Содержание образовательной деятельности по данной программе реализуется в рамках блоков, предусмотренных перспективным тематическим планированием образовательной деятельности на учебный год и связано с содержанием других комплексных тематических проектов, реализуется в системе НОД, и других образовательных ситуациях (подгрупповых, индивидуальных) в течение дня.
Рекомендуется использовать индивидуальные и коллективные дизайнерские проекты, технологию детского экспериментирования, волонтерские акции, сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные конкурсы и викторины, НОД с уточнением и применением, вышеперечисленных, экономических понятий.
Курс основ экономических знаний для малышей предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством.
Методы и приемы, используемые при реализации программы:
-         экспериментирование;
-         моделирование;
-         сюжетно-ролевые игры: («Конструкторское бюро», «Рекламное агентство», «Супермаркет», «Автосалон», «Магазин нужных инструментов»», «Мастерская по…», «Путешествия»)
-         дидактические игры («Кому, что нужно для работы?», «Назови монету», «Четвёртый товар лишний», «Кто что делает», «Дороже-дешевле», «Кто трудится, кто играет», «Какие бывают доходы», «Угадай, где продаётся», «Какое слово лишнее», «Хочу и надо», «Где пригодится», «Кто что производит», «Купи другу подарок», «Копилка» и др.)
-         анализ и смысловое экономическое прочтение сказок;
-         проблемные ситуации;
-         диалоги по поводу выбора дизайнерских решений;
-         продуктивные виды деятельности;
-         речевое комментирование деятельности и ее результатов;
-         рекламные и презентационные ситуации;
-         создание и использование моделей по теме;
-         планирование временных отрезков на конкретные дела;
-         аукционы;
-         создание коллекций;
-         оформление выставок, плакатов;
-         выполнение заданий в рабочих тетрадях;
-         беседы.
Предметная среда
1.       Шаблоны и трафареты (для выкроек, предметных рисунков)
2.       Коллекции монет, ткани, бумаги.
3.       Атрибуты сюжетно - ролевых игр («Супермаркет», «Автосалон», «Продукты», «Мастерская по…», «Путешествия») - мелкие игрушки, муляжи, ценники, кошельки, сумочки, «деньги», калькуляторы, и др.
4.       Материалы для организации различных мастерских.
5.       Макеты для баннеров, рекламных щитов.
6.       Средства для изобразительной и оформительской деятельности.
7.       Бросовый материал для вторичного использования;
8.       Журналы с образами и схемами изготовления предметов и игрушек.
9.       Посуда, книги разного качества (сорта).
10.   Демонстрационные пособия (схемы, планы, буклеты)
11.   Рекламные буклеты, газеты, журналы, красочные рекламные листки, газетные объявления.
12.   Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
13.   Пособия «Назови профессию», «Профессии», «Как товар приходит к человеку».
14.   Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Из чего что сделано»
15.   Книги для детей.

Таблица 2. Перспективный план. Старшая группа

№ п/п

Тема

Задачи

Содержание деятельности, методические приемы

1.
«Домовенок Кузя выбирает друзей» «Мечта домовёнка Кузи» (Мои и наши потребности)
- Обозначить ценности дружбы и взаимопомощи.
- Уточнить понятие "дом".
- Показать важную потребность человека в жилище и необходимых для его создания ресурсах и предметах.
Игровая ситуация: Домовенок Кузя (кукла театра би – ба – бо) попадает в детский сад в поисках друзей, которые помогут ему обрести уютный дом.
Рассказ Кузи о прежних местах жительства (показ фрагментов мультфильмов).
Беседа детей с домовенком, уточнение особенностей понятия дом: какой, из чего, что в нем должно быть, что значит уютный, надежный, удобный.
Рассматривание иллюстраций элементов дома: внешний вид, материал, виды помещений, мебель, убранство. Выбор предполагаемых элементов, создание эскиза.
2.
"Что нам стоит дом построить". (Проект деятельности по созданию дома для домовенка Кузи)
- В чем нуждается человек находясь в доме (потребности человека в быту)
Работа с эскизом дома (картон). Прочтение схемы трудовой деятельности. Выбор необходимых материалов и инструментов для труда. Изготовление жилья для домовенка из коробок, его оформление. Дальнейшая работа осуществляется в свободное время по желанию детей.
3.
«Мы строим дом, красивый дом, на все четыре стороны»… (Конструктивная деятельность в развивающей среде)
- Формировать образ человека создающего свой дом на основе нравственных и экономических ценностей.
- Учить работать по заданной, выбранной схеме трудовой деятельности.
Коллективная трудовая деятельность.
- Уточнение цели, создание модели коллективной трудовой деятельности, распределение на подгруппы, создание группой модели трудовой деятельности, работа детей в рамках модели (профессии, выбор материалов, инструментов, труд, анализ результата).
Домовенок – участник и консультант деятельности детей.
- Уточнение недостающих предметов для оформления жилья домовенка.
Обоснование необходимости приобрести их в магазине (цена, деньги, собственный труд.)
4.
«Домовенок Кузя отправляется за покупками» (Потребности, бюджет, деньги, банк, товар, цена).
- Развивать игровую деятельность (сюжет, роли, творчество, общение, взаимодействие).
- Уточнить экономические понятия.
Сюжетно-ролевая игра «Универсальный магазин»
Беседа по уточнению потребностей домовенка и условностях их удовлетворения. Анализ средств (бюджета группы)
Ситуация поиска дополнительных средств. Рассуждения о работе банка.
Оформление кредита.
Создание отделов магазина.
Распределение ролей для игры в магазин. Совершение покупок с домовенком.
5.
Мастерская по изготовлению полезных вещей. (Ресурсы, труд, товар, стоимость). Изготовим нужные Домовенку вещи.
- Работа с моделью в виде схемы, уточнение структуры будущих предметов, зрительное уточнение образа.
- Расширение представлений о материалах.
- Тренировка восприятия (целостность).
Изготовление декоративных элементов для оформления жилья (вазы с цветами, картины, коллажи - дизайн).
По описанию домовенка, дети делают наброски, характеризующие заказ.
Компоненты изделия они могут изобразить рисунком или пиктограммой.
Изготавливают в заданной последовательности.
6.
Аукцион полезных вещей
- Рассмотреть критерии качества.
- Обеспечить свободу выбора.
- Развивать объяснительную и доказательную речь.
Выставка всех изделий, созданных детьми, родителями, воспитателем.
Игра «Аукцион» нужных домовенку вещей. Дети выбирают и обосновывают свой выбор.
Домовенок общается с детьми, одобряя их выбор или сомневаясь в его правильности.
7.
Веселая ярмарка
- Познакомить детей с народными традициями ярмарки.
- Уточнить культуру торговли в условиях ярмарки.
Сюжетно-ролевая игра – развлечение «Кубанская ярмарка».
Оформление детьми ярмарки. Дети продавцы и артисты. Покупатель домовенок Кузя.
Реклама товара детьми для выбора и покупки его домовенком.
Уточнение понятия, стоимость, цена. (Домовенок торгуется, дети устанавливают и обосновывают цену). Концерт, игры.
8.
«Новоселье домовенка Кузи»
- Обобщение результатов проекта.
- Формирование индивидуальной позиции каждого ребенка в создании коллективного мнения.
- Обозначение ценности коллективного и индивидуального труда, уточнение компонентов его качества и результативности.

Ситуация.
Домовенок Кузя принимает в своем домике гостей – кукол:
-         гордится своим жилищем;
-         вспоминает вместе с детьми как создавался дом;
-         вносит в его оформление элементы – подарки гостей;
-         советуется с детьми, где расположить новые предметы с позиции эстетики, удобства, рациональности;
-         размышляет, как можно использовать эти предметы;
-         благодарит детей за помощь, угощает;
-         открывает свой сундучок сказок и показывает мультфильм.

Таблица 3. Перспективный план. Подготовительная группа


ТЕМА

Программные задачи

Содержание деятельности, методические приемы

1.
Потребности людей, или что человеку необходимо.
- Знакомить детей с потребностями человека и средствами их удовлетворения. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо».
- Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека.
1. Чтение и беседа по русской народной сказке "Лиса и Дрозд"
Итоговая беседа:
- Что заставляет людей трудиться?
- Что такое потребности, и от чего они зависят?
- Можно ли удовлетворить все потребности сразу? Почему?
- Какие бывают потребности?
Моделирование: рисунок трех своих потребностей и предметов, способствующих их удовлетворению. Распределение в два кружочка на разумные потребности и неразумные.
2. Игра – занятие «Путешествие в сказку» (Экономические вопросы в сказках)
3. Потребности домашних животных и растений, кто помогает удовлетворять потребности, что для этого нужно.
2.
Полезность вещей.
- Учить детей анализировать функции вещей обозначить их важность в удовлетворении потребностей.
- Показать приоритеты выбора предметов детьми разных возрастов.
Сюжетно – дидактическая, ролевая игра «Лавка волшебных вещей».
Оборудование: набор различных предметов и вещей. Дети берут на себя роли различных представителей общества: социальные роли, профессии.
Для приобретения вещи покупатель должен объяснить ее назначение и способ использования. Продавец в беседе с ребенком пытается убедить его в бесполезности выбранного предмета, провоцирует на новый выбор, ребенок доказывает свою точку зрения
3.
Труд человека, экономика и технология.
- Рассмотреть историю необходимых нам вещей.
- Создать ленты поступления предметов к человеку, подчеркнуть роль труда.
Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний.
Учить выделять цепочку трудовых действий.
Сформировать с детьми критерии качества.
Деловая игра: «Построим для кукол автобус»
- Обсуждение письма от кукол (особенности высказанной потребности)
- Проблемная ситуация (уточнение ресурсов и возможностей изготовления).
- «Экскурсия» в проектный цех
- Распределение функций, комментирование качественных показателей и последовательности трудовых действий.
- Прохождение ОТК (отдела технического контроля), анализ результата в соответствии результата потребностям кукол.
Дидактические игры с обсуждением значимости труда людей различных профессий.
Игра «Кому, что нужно для работы»
Игра «Кто лучше знает инструменты?».
Игровая ситуация «Ателье для Дюймовочки».
4.
Человек и общество.
- Знакомить детей с понятием «общество людей».
- Воспитывать культуру общения.
Беседа «Наш веселый детский сад»
Экскурсия в школу «Скоро в новый светлый дом все мы с радостью придем». Уточнение культуры общения, законов общежития, потребностей человека и культуры их удовлетворения в конкретном обществе и ситуации
Экскурсии в социальный мир: театр, библиотеку, магазин, школу, больницу и др..
5.
Собственность.
- Воспитывать отношение детей к вещам – культуру пользователя. - Формировать Я -концепцию.
Выставка на волшебной полочке «Мои любимые вещи», угадывание кому принадлежат и почему считаются любимыми.
Рисунки детей: «Самые полезные для меня вещи»
Рассказы детей «Как я берегу свои вещи»
Чтение и обсуждение рассказа Осеевой «Синие листья»
Диалог «Чтобы вещи служили всем и долго».
6.
Деньги. Заработная плата, семейный бюджет, распределение доходов.
- Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.
- Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.
- Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).
- Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.
Беседа: «Зачем людям деньги». Интегрированное занятие: «Потребности и возможности моей семьи»
Игра – занятие: «В гостях у семьи Экономистов», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино», «Доходы семьи Крокодила Гены», «Интересные покупки», «Где делают настоящие деньги».
Игра «Доходы семьи экономистов», сюжетно – дидактическая игра «Маленькие покупки».
Математические проблемные задачи.
Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Создание музея денег: «Деньги. Какие бывают деньги».
Чтение: Романов «Чудеса в кошельке», «Как Митрофан делал первые шаги в экономике»
А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха Цокотуха», И. Токмакова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство».
7.
Где и кто производит предметы.
- Уточнить и расширить представления детей о профессиях.
- Показать значимость профессий для общества.
- Уточнить значение профессий в качестве труда человека.
- Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса.
-Воспитывать уважение к людям труда и рациональное отношение к использованию результатов труда.
Рассматривание картин на тему «Кем быть»
Чтение литературы: В. Маяковский «Кем быть!», С. Эйдман «Это сделано у нас», С. Баруздин «Кто построил этот дом», В. Лиштван «И мы трудиться будем». Н. Носов «На горке», Л. Кнышева «Экономика для малышей», С. Маршак «Теремок», С. Маршак «Кто печатал нашу книгу», «Откуда стол пришел», В. Пермяк «Для чего нужны руки», С. Михалков «Андрюшка», игра – занятие: «Истории о предметах», игра – викторина «Из какой книги пришел – товар»,
Игра – моделирование: «Путешествие в город мастеров»
Беседа: «Что производят заводы и предприятия нашего города»
Беседа: «Как путешествуют товары»
8.
Где продают товары, цены.

- Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог;
воспитывать культуру общения.
Сюжетно-дидактическая игра «Рынок». Игра: «Найди в сказке экономику» (обсуждение ситуаций сказок «Мена», «Волшебное кольцо» «Дудочка и кувшинчик»),
Чтение: сказка «Аленький цветочек» в обработке Аксакова, былина «Садко»
Игровая ситуация: «Желанная покупка», «Подарок ко дню рождения», экскурсия в магазин.
Сюжетно – дидактические игры: «Супермаркет» (проблемная ситуация «Вы решили сделать покупку»), «Аукцион».
Интегрированное занятие «Нижегородская ярмарка», «Кубанская ярмарка»
9.
Зачем нужна реклама.
- Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.
- Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.
- Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.
Проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре», игра-занятие «Кто работает в рекламном агентстве», сюжетно-дидактическая игра «Реклама».
Игровая ситуация «Рекламное агентство Простоквашинска».
Мой проект (комплексно-интегрированная деятельность детей по изготовлению продукта собственного замысла).
Примерные темы: «Украсим елку», «Построим дом для…», Посуда для Золушки», «Кукольная мастерская», «Поможем нашим любимцам» и др.
Обсуждение программы изготовления предметов детьми.
Описание результата в форме рекламы.
Труд по реализации проекта
Анализ результатов и качества.
10
Банк.
- Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления»
Закрепить понятия накопление, выгода.
Игра «Домик – копилка». Где живут деньги. Как деньги делают деньги. Игра – занятие «Дом, в котором «живут» деньги».
Сюжетно-ролевая игра: «Мы строим детский сад для кукол»
12
Золотые правила экономики.
Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний.
Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.
Акцентировать социальные законы общества:
- коллективное взаимодействие в решении проблем;
- умение работать в команде;
- умение находить ответ путем обсуждения;
- умение слаженно, рационально достигать результат.
Игровая ситуация «Мебельная мастерская» (из бросового материала – количество и качество труда), «Что один не сделает – сделаем вместе», игровая ситуация «Как сделать лучше и быстрее».

Ожидаемые результаты в повышение качества образования дошкольников:
Мы полагаем, что формирование экономического сознания детей старшего дошкольного возраста с использованием данной программы приближает их к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, обогащает знания о профессиях их значении в реализации потребностей людей. У детей обогащается детский словарь, формируются коммуникативная культура, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Показатели экономической воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста после реализации программы с использованием игровых средств:
Знает:
- почему человек не может иметь все, что желает;
-         почему необходимо делать выбор;
-         Кто создает материальные блага;
-         Зачем людям необходимо приобретать профессии;
-         для чего людям нужны деньги;
-         что значит дорого или дешево;
-         о правилах культуры поведения.
Умеет:
-         выделять первоочередные потребности своей семьи;
-         пояснять причину существования ограниченности;
-         делать выбор;
-         сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить потребности и возможности семьи;
-         выбирать товары в соответствующем магазине;
-         ориентироваться в мире товаров с помощью рекламы;
-         определять предметы и средства труда;
-         производить творческие предметы (продукты) собственными силами;
-         объяснять результаты труда людей разных профессий (товар или услуга).
Понимает:
-         что человек должен постоянно работать (на работе и дома);
-         что человек не может иметь все, что хочет;
-         что при осуществлении выбора от чего-то надо отказаться;
-         что экономия и бережливость необходимы как в семье, так и в детском саду;
-         что природа имеет дары, которые отдает людям (красоту, даровые блага, природные ресурсы) и что к ней надо относиться бережно.
В образовательной системе ДОУ:
- создание содержательной игровой модели педагогического взаимодействия с детьми подготовительной группы в образовательном пространстве ДОУ в интересах воспитания актуальных в социальном мире сфер личностной компетентности;
- умение конструирования предметно-пространственной среды в группе с оптимальной заинтересованностью детей в деятельности и ее результатах;
- оформление банка методических приемов, способствующих творческому применению детьми знаний и опыта в социальной сфере деятельности;
- овладение технологиями использования современные технических средств (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентации)
- обогащение содержания сюжетно-ролевой игры, воспитание творческой самостоятельности ее участников.

Библиографический список

1.       Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2.       Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. –М.:ТЦ Сфера, 2002.-80 с.
3.       Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. М.,1994.
4.       Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
5.       Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
6.       Фесюкова Л. Б., Гехт А. Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 2004.
7.       Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно – методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
2020