Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Смирнова М.С. Работа с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в определенной деятельности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному и умственному труду.
В учебном процессе, а также внеурочной деятельности развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
На уроках мною используется работа в парах, в малых группах, разноуровневые
и творческие задания, дискуссии, игры. Очень важны и предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, ролевые игры, индивидуальные творческие задания. Все это дает возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения особенностей речи, памяти, логического мышления.
Ко всему этому учитель непременно должен быть талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности, профессионально грамотным, эрудированным, владеть современными педагогическими технологиями, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования, стимулировать познавательные способности учащихся, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся, отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность.
Одним из главных видов деятельности, позволяющим решать данные задачи, является научно-исследовательская работа учащихся. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей.
Научно-исследовательский проект работает в СОШ №18 в течение многих лет. Его деятельность основывается на принципе добровольности и заинтересованности учащихся, систематичности работы, участия в разнообразных научно-практических конференциях и творческих конкурсах.
Большое значение имеет создание практического продукта деятельности - проекта, доклада, презентации. Практическим результатом участия в творческом конкурсе является 100% гарантия поступления по выбранной специальности.
Каждая научно-исследовательская задача уникальна, и научное руководство учащимися задача сугубо индивидуальна и требует от учителя помимо педагогических способностей собственных навыков научно-исследовательской работы. С другой стороны, исследовательская работа предоставляет возможность любому ученику попробовать свои силы в новом, увлекательном и интересном деле, способствует развитию культуры мышления, выявляет творческий потенциал ученика. Она чрезвычайно необходима и потому, что охватывает другую категорию талантливых детей, может быть, более медлительных, но серьезных, вдумчивых, способных к методической, длительной работе при решении одной большой или нескольких последовательных задач, объединенных общей темой.
Нужно предоставить каждому учащемуся возможность принять участие в научно-исследовательской деятельности, по крайней мере, попробовать свои силы, причем в разных формах, от более простых до серьезных научных исследований.
Необходимо отметить, что научно-исследовательская деятельность является одним из самых перспективных, но трудных направлений работы с одаренными детьми. Начиная данную совместную с учеником творческую деятельность, учитель должен следовать следующим требованиям к темам исследовательских работ:
1. тема должна быть интересной и ребенку, и руководителю работы;
2. должны быть в наличии необходимые материалы, литература, исследовательская база;
3. тема должна быть оригинальной, содержать элемент новизны;
4. тема должна соответствовать возрастным особенностям детей;
5.тема должна предполагать достаточно быстрое выполнение исследования.
Личность учителя является ведущим фактором любого творчества. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей, превращается в образец образцов.
Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика системы взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Неизбежно возникает вопрос «А существует ли такой учитель «образец образцов» в природе и можно ли такие качества умения развить»? Ответ очевиден!
Учителя иностранного языка нашей школы уделяют большое внимание работе с детьми с высокой познавательной мотивацией. Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения учителя дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии. Широкое применение на уроках нашли информационные технологии: электронные презентации, которые готовит не только учитель, но и учащиеся, используя Интернет-ресурсы.
Для учеников с высокой познавательной мотивацией используются дополнительный материал из зарубежных учебных пособий, сказки и стихи на английском языке.
Сложилась традиция проводить декаду иностранного языка. Мероприятия всегда разные по форме и содержанию: изготовление плакатов и открыток, конкурс презентаций и видеороликов, комиксы и перевод стихотворений с английского на русский язык, викторины и брейн-ринги. И вывод можно сделать один: развивается творческая активность учащихся, повышается мотивация, а в итоге это дает хорошую возможность устанавливать на уроках деловые отношения.
Потенциал «сильных» детей раскрывается в их участии в предметных олимпиадах. Последние годы мои ученики добиваются в этом направлении хороших результатов. Также принимают участие в международных, муниципальных и региональных конкурсах, олимпиадах проекта «Инфоурок» и «Меташкола», в международном игровом конкурсе «British Bulldog, в олимпиадах и конкурсах РАНХиГС и РЭУ им. Плеханова.
В заключение необходимо напомнить, что работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и родителями одаренных детей.

Библиографический список

1.       Матюшкина А. М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей / А. М. Матюшкина - М.: Омега. – 2008.

2.       Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / А. Миллер - М.: Академический проект. – 2018.

Смирнова Марина Сергеевна, учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№18, Россия, г. Энгельс.

2018