Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования перед дошкольным учреждением стоит задача: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей. Реализация стандарта предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности. И одна из них это ЛЕГО-технология.
ЛЕГО–технология является инновационной, т.к. она многофункциональна и имеет такие технические характеристики, как безопасность, прочность, привлекательность.
Использование в логопедической работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции.
ЛЕГО – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Применение ЛЕГО-технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения и способствует:
Развитию фонематического восприятия;
Формированию и развитию правильного длительного выдоха;
Автоматизации звуков в ходе игры;
Развитию лексико-грамматических средств;
Овладению звуковым анализом состава слова (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
Развитию и совершенствованию ВПФ;
Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Использование Lego-конструктора для развития фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»
Ход игры: Я буду произносить разные звуки, если услышишь звук «А» - прикрепляйте на свою башню красный кирпичик, если другой звук кирпичик другого цвета.
Если я произнесу мягкий звук «Пь» - прикрепляйте на свою башню зеленый кирпичик, если «П» то синий кирпичик. Давай расскажем о твоей башне.
Использование Lego-конструктора для коррекции звукопроизношения.
Игра «Построй башню»
Цель игры: - закрепить правильное произношение звука в слогах, словах;
Ход игры: У тебя на столе кирпичики разных цветов. Поставь кирпичик на кирпичик. Построй башню. Ребенок ставит кирпичик на кирпичик и проговаривает за педагогом открытые слоги с автоматизированным звуком, разбирает башню, убирая по одному кирпичику и проговаривает закрытые слоги с автоматизированным звуком.
Игра «Домик для куклы»
Цель игры: - закрепление правильного произношения звука в словах; - развитие фонематического восприятия;- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры. Ребенок выбирает кирпичики с картинками, где слышится звук «Р». Из них он строит домик по схеме для куклы Розы, со звуком «Л» для куклы Лады, со звуком «С» для куклы Сони, со звуком «Ш» для куклы Маши. (ФОТО 1)
ФОТО 1
Игра «Найди половинку»
Цель игры: - закрепление правильного произношения звука «Л» в словосочетаниях; - развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры. Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки с изображением названного слова, соединить их между собой. Получив картинку на автоматизируемый звук, назвать «половинки стола, половинки лампы ….»
Так же можно использовать для автоматизации других звуков в словах. (ФОТО 2)
ФОТО 2
Игра «Футбол»
Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш»; развитие фонематического восприятия.
Ход игры. На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО. Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» и называет столько слов с картинок со звуком «С», сколько выпало точек на кубике. Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинок со звуком «Ш», сколько выпало точек на кубике. Для дифференциации «З» и «Ж» играют команды «Звенелочки» и «Жужжалочки». (ФОТО 3)
ФОТО 3
Использование Lego-конструктора для закрепления грамматических конструкций.
«Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными, автоматизация звука.
Ход игры. У меня одна лего-елка, а скажи как будет много?
Например: один кубик – а много будет – кубиков, один забор, два забора, …., пять заборов. - Посчитай, сколько всего у тебя елок, заборов, крыш, машин?
Игра «Башня», «Дорожка»
Цель: закрепляем предлоги (на, под, между)
Ход игры: У вас на столе кирпичики разного цвета,
1.поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (предлог НА)
2. поставьте кирпичики так, чтобы внизу был красный, а на верху желтый (предлог ПОД)
3.поставьте кирпичики так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком.
-Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай.
-Под красным лежит желтый кирпичик…
-Между красным и зеленым лежит синий кирпичик…
Использование Lego-конструктора по обучению грамоте.
Игра «Поставь в гараж»
Цель: научить выделять заданный звук в начале, середине и конце слова.
Оборудование: 3 гаража из ЛЕГО, машинка; предметные картинки.
Ход игры: Логопед предлагает картинку и называет звук, место которого ребенок должен определить в слове. Ребенок завозит машинку в первый гараж, если звук в начале слова, во второй, если в середине, в третий, если в конце слова. (ФОТО 4)
ФОТО 4
Игра «Выложи схему слова»
Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква». ФОТО 5
ФОТО 5
Игра «Раздели словечко»
Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове (отхлопать) и выложить на своих платформах соответствующее количество элементов конструктора. ФОТО 6
ФОТО 6
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. При конструировании фигур животных, домов, зданий дети учатся выделять части целого (крыльцо, крыша, балкон, окно, стена, чердак …) и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? без хвоста, с чем? с гребешком, с клювом, с крыльями…) Используя конструкторы ЛЕГО-Дупло, ребенок сможет придумывать и рассказывать интересные истории, важные для него, обсуждать события из жизни.
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Библиографический список
1. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
2. Комарова Л.Г. «Строим из Лего»; М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно –игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. –М., 2007.- 133 с.
4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2012 г.