Библиографическое описание:
Арапова А.Д. Исследовательская деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Одна из главных проблем педагогики – это формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста, она способствует развитию личности, а также саморазвитию. Обозначенная проблема актуальна, так как познавательная активность помогает развивать стремление детей к познанию, любознательность и постоянные интересы при помощи исследовательской деятельности.
В период старшего дошкольного возраста выделяют несколько основных развивающих функций исследовательской деятельности:
1) развитие познавательной инициативы ребенка и любознательности;
2) познание основных культурных форм упорядочения опыта – это причинно-следственных, классификационных, пространственных и временных отношений;
3) изучение основных культурных форм упорядочения опыта – это схематизация и символизация как связей, так и отношений между явлениями и предметами окружающего мира;
4) формирование восприятия и мышления, также речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
5) овладение детьми представлениями как о природном, так и социальном мирах.
Всякое проявление исследовательской деятельности старших дошкольников связано с познавательной стороной, но не всякую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Становления исследовательской деятельности делят на этапы. Первый этап – это любопытство, оно позволяет изучать предметы, имеющие влияние на жизнь ребенка. Второй этап становления – любознательность, здесь происходит исследование окружающего мира, тут характерны такие эмоции, как радость и удивление. И третий этап – это сама исследовательская деятельность, где происходит уже ясное понимание цели изучения, также она характеризуется созданием закономерностей, взаимосвязей.
Организация исследовательской деятельности происходит как
взаимоотношения взрослого и ребенка – это
более эффективно способствует развитию активности дошкольников, способность принятия собственного решение, рисковать в каких-либо действиях. Такая организация
исследовательской деятельности способствует подогревать интерес к достижению цели, поддержке эмоционального
комфорта развития социальной и умственной деятельности. Важно помнить, что особенность мышления старших дошкольников как раз и заключается в том, что оно основывается на чувственном восприятии.
При организации
исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые условия:
1. нельзя критиковать ребёнка,
2. необходимо избегать отрицательных оценок.
3. нужно определить общий интерес к деятельности, которую выбрал ребёнок, отслеживать мыслительный процесс и решения, принятые индивидуально;
4. подбадривать ребенка, усиливать его уверенность в себе,
5. восхищаться достижениями.
6. обучать смело и самостоятельно делать какие-либо упражнения;
7. сохранить интерес дошкольников во время всего исследования;
8. необходимо сформировать выводы после проведения исследовательского эксперимента.
Познавательный интерес в процессе развития детей старшего дошкольного возраста выступает не только в роли живого и увлекающего ребенка обучения, но и в роли стремления к интеллектуальному развития.
Стоит отметить, что в исследовательская деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста имеется методика экспериментирования, главное достоинство которой заключается в следующем:
· происходит получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, понимание взаимосвязей как с другими объектами, так и с окружающей средой;
· осуществляется улучшение памяти, также у детей включаются мыслительные процессы;
· развивается речь, которая необходима для суждения об увиденном;
· экспериментирование в старшем дошкольном возрасте важно для формирования самостоятельности;
· экспериментальная деятельность способствует развитию эмоциональной и творческой сфер, помимо этого формируются и трудовые навыки.
В результате, изучив нюансы формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, можно говорить о существовании определенных условий, которые в свою очередь способствуют ее более эффективной организации. Сюда относится постановка педагогом исследовательских задач перед дошкольниками, затем необходимость поэтапного обучения действиям при исследовании и в обязательном порядке нужно закрепить эти действия в специальных уголках для экспериментов.
Список литературы
1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
4. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования / Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
5. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.
Арапова А.Д. Исследовательская деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Одна из главных проблем педагогики – это формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста, она способствует развитию личности, а также саморазвитию. Обозначенная проблема актуальна, так как познавательная активность помогает развивать стремление детей к познанию, любознательность и постоянные интересы при помощи исследовательской деятельности.
В период старшего дошкольного возраста выделяют несколько основных развивающих функций исследовательской деятельности:
1) развитие познавательной инициативы ребенка и любознательности;
2) познание основных культурных форм упорядочения опыта – это причинно-следственных, классификационных, пространственных и временных отношений;
3) изучение основных культурных форм упорядочения опыта – это схематизация и символизация как связей, так и отношений между явлениями и предметами окружающего мира;
4) формирование восприятия и мышления, также речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
5) овладение детьми представлениями как о природном, так и социальном мирах.
Всякое проявление исследовательской деятельности старших дошкольников связано с познавательной стороной, но не всякую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Становления исследовательской деятельности делят на этапы. Первый этап – это любопытство, оно позволяет изучать предметы, имеющие влияние на жизнь ребенка. Второй этап становления – любознательность, здесь происходит исследование окружающего мира, тут характерны такие эмоции, как радость и удивление. И третий этап – это сама исследовательская деятельность, где происходит уже ясное понимание цели изучения, также она характеризуется созданием закономерностей, взаимосвязей.
Организация исследовательской деятельности происходит как
взаимоотношения взрослого и ребенка – это
более эффективно способствует развитию активности дошкольников, способность принятия собственного решение, рисковать в каких-либо действиях. Такая организация
исследовательской деятельности способствует подогревать интерес к достижению цели, поддержке эмоционального
комфорта развития социальной и умственной деятельности. Важно помнить, что особенность мышления старших дошкольников как раз и заключается в том, что оно основывается на чувственном восприятии.
При организации
исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые условия:
1. нельзя критиковать ребёнка,
2. необходимо избегать отрицательных оценок.
3. нужно определить общий интерес к деятельности, которую выбрал ребёнок, отслеживать мыслительный процесс и решения, принятые индивидуально;
4. подбадривать ребенка, усиливать его уверенность в себе,
5. восхищаться достижениями.
6. обучать смело и самостоятельно делать какие-либо упражнения;
7. сохранить интерес дошкольников во время всего исследования;
8. необходимо сформировать выводы после проведения исследовательского эксперимента.
Познавательный интерес в процессе развития детей старшего дошкольного возраста выступает не только в роли живого и увлекающего ребенка обучения, но и в роли стремления к интеллектуальному развития.
Стоит отметить, что в исследовательская деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста имеется методика экспериментирования, главное достоинство которой заключается в следующем:
· происходит получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, понимание взаимосвязей как с другими объектами, так и с окружающей средой;
· осуществляется улучшение памяти, также у детей включаются мыслительные процессы;
· развивается речь, которая необходима для суждения об увиденном;
· экспериментирование в старшем дошкольном возрасте важно для формирования самостоятельности;
· экспериментальная деятельность способствует развитию эмоциональной и творческой сфер, помимо этого формируются и трудовые навыки.
В результате, изучив нюансы формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, можно говорить о существовании определенных условий, которые в свою очередь способствуют ее более эффективной организации. Сюда относится постановка педагогом исследовательских задач перед дошкольниками, затем необходимость поэтапного обучения действиям при исследовании и в обязательном порядке нужно закрепить эти действия в специальных уголках для экспериментов.
Список литературы
1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
4. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования / Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
5. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.