Актуальные вопросы начального общего образования

Оганесян Р. В. Способы формирования адекватной самооценки младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребёнка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережёт ли это его от неудачи, научит ли противостоять жизненным трудностям?
Для формирования адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки.
Поддерживать ребенка значит верить в него. Вербально и не вербально взрослые сообщают ребёнку, что верят в его силы и способности. Однако, ребёнок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. В своём стремлении поддержать ребёнка педагог должен не только рассматривать события (поступки) в целом, но и стараться выделить отдельные позитивные для ребёнка стороны. Такая поддержка основана на вере в способность ребёнка преодолевать негативное самоотношение, при помощи значимых для него взрослых.
Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребёнка, его положительных сторон. Случается, что поведение ребёнка не нравится взрослому. Именно в такие моменты необходимо предельно чётко показать ребёнку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я прежнему уважаю тебя как личность». Если ребёнку не удаётся вести себя так, как хотелось бы педагогу, именно педагог должен помочь ребёнку понять, почему так происходит. Необходимо показать, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи.
Для того чтобы оказать ребёнку психологическую поддержку, педагог должен пользоваться теми словами, которые «работают» на формирование положительной самооценки и чувства адекватности ребёнка. В течение дня предъявляется немало возможностей для создания у ребёнка чувства собственной полезности и адекватности. Один из путей приводящий к такому результату состоит в том, чтобы продемонстрировать ребёнку удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научит ребёнка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребёнка установку «ты можешь это сделать». Даже если ребёнок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребёнку не изменились. Следует отметить, что взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребёнку неискренней. В другом же случае она может поддерживать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.
 Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдаётся ребёнку за то, что он сделал что-либо очень хорошо, или за какие-то его достижения в определённый период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке что-либо сделать или при небольшом прогрессе. Когда взрослые выражают удовольствие от того, что делает ребёнок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или предпринять новые попытки. Он получает удовольствие от самого себя.
Таким образом, в отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребёнок не достигает успеха. Поддержать можно следующими способами:
-         посредством фраз типа: «зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо», « ты делаешь очень хорошо», « это серьёзное задание, но я уверен, что ты готов к нему»;
-         отдельными словами: « красиво», « аккуратно», «прекрасно», «вперёд», « продолжай»;
-         высказываниями: «я горжусь тобой», «это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «спасибо», «все идёт прекрасно», «хорошо, благодарю тебя», «я рад, что ты в этом учувствовал», «я рад, что ты попробовал это сделать, хотя всё получилось вовсе не так, как ты ожидал»;
-         прикосновениями: потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить своё лицо к его лицу, обнять его;
-         на уровне совместных действий, физического соучастия: сидеть/стоять рядом с ребёнком, играть с ним, слушать его;
-         выражением лица: улыбкой, подмигиванием, кивком, смехом.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Например, такую, которая поможет ребёнку выбрать задания, с которыми он, с точки зрения педагога, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех группе и родителем. Достигнутый успехи порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.
При формирование самооценки необходимо учитывать ряд рекомендаций:
-   опираться на сильные стороны ребёнка;
-   избегать подчеркивания его промахов;
-   показывать, что вы удовлетворены ребенком;
-   уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку;
-   уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться;
-   проводить больше времени с ребёнком;
-   внести юмор во взаимоотношения с ребёнком;
-   знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием;
-   уметь взаимодействовать с ребёнком;
-   позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно;
-   избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
-   применять индивидуальность ребёнка;
-   проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему;
-   демонстрировать оптимизм;
-   называть ребенка по имени;
-   хвалить (не захваливать) его в присутствие других детей и взрослых;
-   проводить беседы, во время которых дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в, тех или иных ситуациях (они помогают осознать ребенку, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными);
-   помочь ребенку проявить себя – осуществлять свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей;
-   на уроках и внеклассных занятиях проводить игры и упражнения коррекционно-развивающего характера.
Формированию адекватной самооценки помогают словесные и тактильные поощрения (одобрение и прикосновение, либо, если необходимо, осуждение).
Драматизация произведений, инсценировки. Ребенок, воплощаясь в какой-либо образ, привлекает к себе внимание других детей и взрослых, осознает свою значимость и индивидуальность своей «игры». Это влияет на уровень уверенности в себе, и, наконец, на самооценку ребенка.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения, воспитания и развития его личности. Она является часть его жизненного опыта. Под средством игры педагог формирует в ребенке всесторонни развитую личность. Хотелось бы заметить, что подбор игр требует от учителя знаний индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так, например ребенку с заниженной самооценкой не следует давать игры, в которых его роль «плохая» с его точки зрения, так как младший школьник ее (роль) переносит на себя.
Игра является естественным средством самовыражения. В этом можно убедиться, наблюдая, как ребенок передвигается по кабинету вместе с игрушками. Пользуясь игровыми персонажами или иными предметами, дети переносят на них свои чувства и представления, что создает у них ощущение большей безопасности. Следует также учитывать роль двигательной экспрессии. Вынужденный по какой-либо причине ее сдерживать, ребенок вряд ли сможет выразить многие важные аспекты своего внутреннего мира.
 Таким образом, можно говорить о том, что формирование адекватной самооценки личности младших школьников – это сложный процесс, требующий огромных сил со стороны учителя и родителей. При этом важно помнить о том, какие методы и средства будут использоваться для развития адекватной самооценки. Хотелось бы заметить, что наиболее эффективными способами формирования адекватной самооценки являются игры, создание ситуации успеха, создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки, также драматизации и словесные и тактильные одобрения.
Список используемой литературы
1.       Корепенова М.В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа + 2003 г. №10
2.       Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. М.: «ACADEMA», 2006 г.
3.       Никитина В.П. Саморазвитие и самореализация младших школьников // Начальная школа 2007г. №5


2021