Исследовательская и проектная деятельность

Гавриловская Т.Л. Исследование взаимосвязи между проактивным совладающим поведением и стратегиями преодоления стрессовых ситуаций у психологов, работающих с людьми с ограниченными возможностями здоров

Библиографическое описание:
Гавриловская Т.Л. Исследование взаимосвязи между проактивным совладающим поведением и стратегиями преодоления стрессовых ситуаций у психологов, работающих с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Современные темп и условия жизни являются источником большого количества стрессовых факторов, которые оказывают влияние на физическое и психическое благополучие человека. В нашем современном мире, все большее значение приобретает проблема выработки стратегий преодоления стрессовых ситуаций у любого простого человека, тем более у психолога, работающих с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Из-за повышения уровня стресса у сотрудников, работающих с людьми с ОВЗ и его неблагоприятных последствий, особую актуальность исследования стратегий преодоления стрессовых ситуаций приобретает рассмотрение основных факторов, которые влияют на формирование стресса, с последующей разработкой подходов к снижению и его преодолению. Это имеет высокую социальную значимость в наше время.

Очень часто работники оказываются беспомощными в ситуациях, вызывающих негативные психические переживания, «эмоциональное истощение» от длительного воздействия напряжения, физической усталостью и, в конечном итоге, появлением психосоматических нарушений. Это отрицательно сказывается как на личности, так и на эффективности профессиональной деятельности специалиста.

В настоящее время особенно остро стоит проблема сохранения рабочих кадров в сфере работы с людьми с ОВЗ. Проблема психологического благополучия сотрудника является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии.

Поэтому большое значение приобретает исследование стратегий преодоления стрессовых ситуаций у специалистов, работающего с людьми с ОВЗ. Это помогает более продуктивно противостоять негативным воздействиям на психическое и физическое здоровье работника, а также повышает эффективность его профессиональной деятельности.

В связи с актуальностью проблемы цель нашей курсовой работы – это исследование взаимосвязи между проактивным совладающим поведением и стратегией преодоления стрессовых ситуаций у сотрудников, работающих с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей работе, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между проактивным совладающим поведением и стратегией преодоления стрессовых ситуаций.

Трудовая деятельность любого работника чаще всего представляет собой непрерывный и напряженный процесс, который сопровождается стрессовыми ситуациями. Стресс часто бывает, вызван перенасыщением информацией, переизбытком общения, разного рода сложными жизненными ситуациями и другими факторами. Те, в свою очередь, вызывают ухудшение здоровья работников, кризисы, которые снижают его способность к эффективному выполнению трудовых функций и провоцируют наступление профессиональной деформации работников.

Исследователи заметили, что эмоционального истощения чаще всего возникает у людей, таких помогающих профессий как: учителя, врачи, психологи, социальные работники. Особенно, это касается сотрудников, которые работают и взаимодействуют с лицами с ОВЗ.

В силу того, что их профессиональная деятельность связана с постоянным общением с людьми, большой ответственностью и очень высокой эмпатичностью, то и стрессовые ситуации возникают у них довольно часто.

Стресс – длительное, угнетающее эмоциональное напряжение. Это совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов - стрессоров (физических или психологических).

Учеными доказано, что причиной стресса является, как социально- экономическая и политическая нестабильность в целом, так и финансовые проблемы, неурядицы на работе, информационные перегрузки, семейные обязательства, недовольство, выраженное руководством, и другие причины.

Стресс является абсолютно нормальным ответом организма на опасность, переутомление и эмоциональный дискомфорт. При этом организм всяческими способами пытается сопротивляться. Когда эта защита работает в нормальном режиме — она помогает человеку быть бодрым, энергичным, сконцентрированным. Но зачастую стресс пагубно влияет на наше психическое и физическое здоровье. Как правило, со стрессовой ситуацией люди сталкиваются постоянно. При этом, с одной стороны, стресс стимулирует активность человека, позволяет более интенсивно использовать свой потенциал, с другой, может обладать огромной разрушительной силой, приводить к серьезным внутренним переживаниям и невротическим состояниям.

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Перегрузка в интеллектуальной сфере, без необходимого отдыха может вызвать «психическое» перенапряжение, которое сопровождается ухудшением психической деятельности.

Проблема стресса зарубежными и российскими исследователями изучается уже давно. На сегодняшний день, существуют основные психологические подходы, которые отражают проблему изучения стресса. Проблема стресса впервые была рассмотрена в работах канадского физиолога Ганса Селье, который в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому [7].

Г. Селье рассматривал стресс, как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители, суть которой состоит в генерализованной мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникших затруднений» [2]. Также он обосновал необходимость преодоления стресса подразумевая, что устранять необходимо лишь негативное воздействие стимулов, то есть дистресс [5]. Таким образом, целесообразно говорить о совокупности способов борьбы со стрессом, именуемой в психологии копингом или копингстратегиями.

При дословном переводе с английского (cope, coping – совладать, справляться) данный термин можно раскрыть как совокупность способов преодоления человеком стресса, выхода из неблагоприятного состояния и защиту от воздействия стресс-фактора. Действия (стратегии) по преодолению стресса могут быть положительными и отрицательными, активными и пассивно-выжидательными, прямыми или косвенными. Они направлены на поиск помощи и информации, отвлечение внимания от события и другие формы поведения.

Проактивное копинг-поведение представляет собой многоплановую стратегию совладания опережающего характера. Проактивный копинг объединяет в себе внутриличностные процессы регуляции собственной жизни человека, а также саморегулируемое достижение цели. Они более ориентированы на будущее. Практивный копинг, более направлен на процесс целеполагания [9].

Таким образом, проактивный копинг – это наиболее оптимальная и эффективная стратегия совладания с тяжелыми, неблагоприятными ситуациями [10].

Несмотря на то, что этот вопрос широко изучается как у нас, так и за рубежом, на сегодняшний момент не существует единого подхода к определению понятия и видов копинг-стратегий в научной литературе.

Отечественные исследователи рассматривают, что на копинг поведение влияют ряд факторов: личностных, ситуационных, культурных, социологических и др. [3].

Исследования показали, что к профессиональному стрессу, как правило приводит перегрузка работой, низкий уровень мотивации профессиональной деятельности, отсутствие карьерного роста, недостаточные оценка, оплата труда и другие факторы [1].

В процессе своей трудовой деятельности, очень мотивированные работники (или те, кто помогает), делая это с большим желанием, имея высокий уровень подготовки, примерно через два года своей работы, теряют интерес к ней, формально относятся к ней и грубят пациентам, конфликтуют с коллегами. Если у работника нет возможности восстановить свои силы, отдохнуть, расслабиться, испытать чувство удовольствия, то восполнение ресурсов не происходит и развиваются невротические расстройства и соматические заболевания.

Эти изменения происходят из-за хронического стресса, вызываемого перенапряжением. Это состояние изнеможения, истощения, ощущение собственной беспомощности и бесполезности. Исследователи относят это состояние к состоянию предболезни. [8].

Способы, которыми человек пытается преодолевать эмоциональное напряжение формируют определенную стратегию профессионального поведения, которая, как считает доктор психологических наук Э.Э. Сыманюк, может способствовать профессиональному самосохранению и росту, или привести к профессиональной деформации [6].

Чтобы противостоять неблагоприятным факторам и последствиям, специалисту необходимо овладеть определенным объемом психологических знаний, практических навыков и умений уже, в первые годы своей профессиональной деятельности. Укрепление профессиональной «выносливости», адаптивности, способствование профессиональной активности личности и максимально полноценной жизнедеятельности человека зачастую требует особых усилий и помощи специалистов различных сфер: медицинской, педагогической, психологической.

В эмпирическом исследовании участвовало 20 психологов, работающих с лицами с ОВЗ.

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: опросник проактивного совладающего поведения (копинга) и стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS). Данные были обработаны с помощью корреляционного вида математического анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), который осуществлялся с помощью применения таблицы Excel.

Результаты эмпирического исследования показали, что сотрудники, работающие с лицами с ОВЗ, чаще всего, имеют копинг стратегию проактивное совладание и пользуются активными и просоциальными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций. Они относятся к трудной ситуации как источнику позитивного опыта и имеют уверенность в успешном решении.

Предпочитают здоровые модели преодоления сложных (стрессогенных) ситуаций. Также работники охотнее вступают в социальные контакты и используют поддержку. Модели их поведения характеризуются активностью, просоциальностью и гибкостью. Это такие стратегии, как ассертивные действия, вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки. Непрямые действия, стратегии пассивности (осторожные действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально напряженных ситуациях, используют примерно среднее число работников.

Наименьшее число работников выбирают такие стратегии, как и асоциальные стратегии. Это избегание, асоциальные, агрессивные действия.

Можно отметить, что наименьшее число работников выбрали более низкие показатели агрессивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций (давление, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество и др.). и асоциальных действий (жесткие, догматические, циничные, негуманные действия).

Также можно отметить, что работники чаще используют конструктивную стратегию преодоления — «здоровое» преодоление (копинг) является и активным и пpосоциальным [10].

Результаты исследования показали, что лица, отдающие предпочтение конструктивным моделям преодолевающего поведения, отличаются более высокой профессиональной адаптацией, тенденцией к более высокой нервно психической устойчивости, в большей степени довольны качеством своей жизни (субъективным благополучием), чем те, кто чаще использует неконструктивные модели поведения и психологическую защиту [4].

Тесная связь между рефлексивным преодолением и ассертивным действием говорит о том, что сотрудники способны самостоятельно регулировать свое поведение, сохранять личные границы и не нарушать чужие, брать ответственность за свою жизнь на себя.

Прямая, средняя связь между копингом поиск социальной поддержки и стратегиями преодоления, как стратегическое планирование и поиск инструментальной поддержки позволяет создавать четкий план действий.

При обратной связи между ассертивным действием и поиском эмоциональной поддержки можно сделать вывод, что работающие психологи с лицами с ОВЗ больше зависят от чужого мнения и обладают меньшей способностью самостоятельно принимать решения.

Стратегическое планирование при копинге и манипулятивные (непрямые) действия также имеют обратную связь и это говорит о том, что сотрудники, использующие четко продуманный, целеориентированный план действий реже используют манипулятивные техники в общении.

По данным исследования мы можем утверждать, что существует прямая взаимосвязь между проактивным совладающим поведением и стратегией преодоления стрессовых ситуаций.

Наше предположение полностью подтвердилось. Взаимосвязь между проактивным совладающим поведением и стратегией преодоления стрессовых ситуаций существует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования и мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 115 с.

2. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. – Киев: Здоровья, 1983. – 136 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – С. 443-462.

4. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб., 2003. — 115с.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 2002. – 336 с.

6. Сыманюк, Э. Противодействие профессиональным деформациям / Э. Сыманюк // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 265–269.

7. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

8. Хухлаева, О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов / О. В. Хухлаева // Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 278-282.

9. Schwarzer R. Stress, Resources, and Proactive Coping // Applied Psychology: An International Review. 2001. Vol. 50. P. 400-407.

10. Hobfoll S E., Lerman M. Personal relationships, personal attitudes, and stress resistance: mother's reactions to the child's illness // American Journal of Community Psychology. V. 16. 1989.
2024-03-05 16:00 2024