НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Толкачева Ю.С. Представление педагогического проекта «Эстафета доброты»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Наш проект начался с сентября 2017 года. Команда «Искорка» - стала победителем «Эстафеты доброты» в рамках Антинаркотического марафона "Территория здоровья – 2017"! Благотворительное мероприятие было организовано общественной организацией «Мечты сбываются» при поддержке Комитета по делам молодежи Администрации и Общественной палаты округа. Собранные средства были переданы на лечение двухлетнего Богдана Макарова.
Богдан Макаров - из многодетной семьи. Удивительный, светлый и улыбчивый ребёнок. Случилось так, что он родился на несколько месяцев раньше срока, у него серьёзные патологии. Малыш не может крепко держать голову, сидеть, полноценно принимать пищу, имеет диагноз ДЦП и проблемы с сердцем. После удачной реабилитации Богдан начал переворачиваться на бочок. Вылечить малыша на 100% нельзя, но улучшить качество его жизни реально!
Желание помочь мальчику было настолько сильным, что это сплотило не только команду «Искорка», но и нацелило нас продолжить волонтерскую деятельность в уже детском саду. Это мероприятие и послужило началом нашего большого проекта «Эстафета доброты».
Цель проекта: Создание в детском саду волонтерского движения, объединяющего воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста. Внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада.
В ходе реализации проекта мы имеем возможность расширить представление о волонтерском движении у воспитанников и их родителей, педагогов детского сада; приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ; обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования. Расширили рамки образовательного потенциала учреждения через организацию работы благотворительной и добровольческой направленности посредством взаимосвязи поколений (дети, взрослые и пожилые люди) совместно с различными организациями.
На данном этапе, мы можем сказать, что волонтерское движение в ДОУ приносит свои результаты: никто из участников образовательного процесса не остался равнодушным к проблеме.
Эффекты «ДЕТИ»:
В рамках проекта детского сада «Эстафета доброты» с сентября этого года появился еще один проект «Дети - волонтеры».
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. У многих воспитанников старших групп есть маленькие братья и сестры. Дошкольники, проявляя заботу о малышах, сами изъявили желание общаться и помогать младшим дошколятам. При этом дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения и деятельности.
Детские волонтерские акции связаны с комплексно - тематическим планированием и проходят в учреждении регулярно. Дети не только узнают о таком благородном и нужном движении, как волонтерство, но и сами в нем участвуют. Обязательным условием данной деятельности является обсуждение волонтерской помощи в группе после посещения малышей.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатило: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Проведенная работа показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Мы уверены, что сегодняшние малыши, так искренне принимающие помощь и поддержку старших, повзрослев, сами вступят в волонтерский отряд, сознавая сущность работы волонтера. Считаем, что главный ресурс проекта по волонтерству - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Опыт работы в этом направлении оцениваем, как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения:
·          дети-волонтеры проявляют инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относятся к помощи и знакам внимания;
·          у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;
·          у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;
·          дети-волонтеры активно помогают своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
·          в различных совместных действиях дети учатся решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обмениваются опытом и эмоциональным общением;
·          многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни.
Эффеты «СОЦИУМ»:
Мы заметили изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом. Увеличилось число родителей, осознанно участвующих в образовательном процессе в рамках волонтерского проекта:
·          организация концертной деятельности,
·          изготовление и приобретение подарков,
·          участие в самих акциях,
·          участие в интересных встречах,
·          поиск нуждающихся в поддержке.
Наладился деловой контакт с организациями – партнерами по участию в той или иной акции и просто взаимодействию сторон.
Эффекты «ПЕДАГОГИ»:
Нам приятно осознавать, что педагоги нашего учреждения, принимают активное участие в волонтерском движении, направленном на оказание педагогической поддержки детям, посещающим социальный клуб «Наши дети» в микрорайоне Кузнечики. Социальный клуб создан в целях привлечения внимания к проблемам детства и безнадзорности, воспитания и развития подрастающего поколения. Педагоги осуществляют свою деятельность на благотворительной основе.
Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению проектной деятельности «Эстафета доброты» в нашем дошкольном учреждении:
1. Создание бригады волонтеры - родители.
2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.
Конечно же, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Впереди нас ждут новые добрые дела. Волонтерское движение в ДОУ – это эстафета доброты, гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Используемая литература:
1.       Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81
2.       Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: сб.науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184
3.       Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. В.А.Деркунской.- М.: Центр педагогического образования, 2018.- 240 с
2020