НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Савчук В.В. "Голос ребёнка" как основа гибкого планирования физкультурных занятий и организации "говорящей" среды физкультурного зала (из опыта работы)

Библиографическое описание:
Савчук В.В. "Голос ребёнка" как основа гибкого планирования физкультурных занятий и организации "говорящей" среды физкультурного зала (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

О актуальности

Современное дошкольное образование развивается по линии усиления детоцентрического подхода, предполагающего поддержку детской инициативы. Сторонники этого подхода определяют свою позицию на основе тех возможностей, которые создаются в среде дошкольного учреждения – вводится понятие предметно-развивающей среды, которую можно интерпретировать как систему возможностей, предоставляемую детям для их активности, с одной стороны, и характера педагогического взаимодействия взрослого и ребенка, с другой. Взрослый призван обеспечить богатство этой самой среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка».

Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею и направлен на её реализацию.

Актуальность данных формулировок подтверждается принципами дошкольного образования, на которых построена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

О новом векторе профессионального развития

Учитывая современные тенденции дошкольного образования, одним из главных направлений своей работы я определила – создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности обучающихся старшего дошкольного возраста посредством гибкого планирования физкультурных занятий и организации «говорящей» среды («говорящая» среда – это такая среда, которая как будто разговаривает с ребенком и может выстраивать отношения с ним напрямую практически без участия взрослого) физкультурного зала. Прислушиваясь к «голосу ребенка», я могу выявлять интересы и потребности каждого воспитанника и адаптировать образовательную деятельность в соответствии с их запросами; определять ту часть занятия или вид деятельности, в которых дети хотят проявить инициативу и самостоятельность и предоставить им такую возможность.

В результате обобщения личного профессионального опыта работы в рамках данного направления я определила механизмы реализации гибкого планирования и решения по организации «говорящей» среды.

О «говорящей» среде

· Доска правил поведения

Одним из первых и важнейших этапов взаимодействия с воспитанниками является создание правил безопасного поведения на занятии. Дети сами выбирают, сами создают и вместе со взрослым оформляют доску правил поведения в физкультурном зале. Когда дети сами создают правила – для них это ценно и важно. Наличие правил способствует профилактике конфликтов, установлению положительных взаимоотношений, прививает умение принимать правильные решения, нести ответственность за свои поступки, содействует соблюдению техники безопасности на занятиях. Время от времени необходимо обращаться к доске за актуализацией правил поведения в зале, обсуждать необходимость введения новых правил или трансформации уже существующих.

· Зона рефлексии

Зона рефлексии может быть оформлена в виде мишени, лесенки, светофора, организована в форме социального опроса с колонками для «голосования», вариантов много – цель одна: услышать «голос ребёнка». Здесь мы получаем от детей ответы на свои вопросы относительно их предпочтений и ценностей, планируем предстоящую деятельность, определяем эмоциональное состояние детей и прочее.

· Интерактивный стенд

Это место интерактивной коммуникации взрослого с детьми со следами этой самой коммуникации. Это вертикальная поверхность, на которой размещается сменяемая относительно, например, тем недели или видов детской деятельности информация: это могут быть карточки-схемы выполнения упражнений, модель подвижной игры или игровых ситуаций, маршрутный лист полосы препятствий и прочее. Важно! Необходимо стремиться, чтобы информация, размещённая на стенде, была создана максимально самостоятельно самими детьми, была ими понимаема, осознана и могла быть применима в их собственной деятельности.

О гибком планировании

· Дети могут высказать свои предпочтения относительно использования физкультурного оборудования во время выполнения упражнений. Могут предложить самостоятельно изготовить те или иные предметы, необходимые, на их взгляд, для занятия, пополняя таким образом предметно-развивающую среду физкультурного зала.

· Если ребенок испытывает определенные трудности, страх или неудовольствие от определенных упражнений, его голос может быть услышан, и проблема будет немедленно решена, посредством замещения сложного для него упражнения на более простое, комфортное, которое предложит сам ребенок. Также воспитанники могут быть: инициаторами «придумывания» упражнений для проведения разминки и её ведущими; создателями подвижных игр; организаторами пространства физкультурного зала, размещая оборудование для занятий с помощью своей собственной фантазии. Так, дети становятся активными участниками планирования образовательной деятельности и чувствуют себя вовлеченными в процесс обучения, становятся более мотивированы, что положительно влияет на результат.

· Часто я использую такую форму занятия, в ходе которого преобладает свободный выбор детьми деятельности, а я, как инструктор, участвую косвенно, а не директивно: подсказываю и направляю, создаю необходимые предметно-пространственные условия для решения задач, отталкиваясь, при этом, например, от темы недели или темы группового проекта в данный период времени.

О результатах

Мой опыт работы в рамках реализации системы гибкого планирования физкультурных занятий и организации «говорящей среды» физкультурного зала показал, что такой совокупный подход даёт возможность учитывать интересы и потребности каждого воспитанника и адаптировать образовательную деятельность в соответствии с запросами всех детей, что значительно повышает её эффективность и качество.

О социальной значимости

Инициативность и самостоятельность – личностные качества, первоосновы которых закладываются в дошкольном возрасте. Роль взрослого в формировании этих качеств является, несомненно, важной и ответственной. Позволяя ребенку быть услышанным, мы учим его выражать свои мысли, описывать свои ощущения и делиться своими предпочтениями.

Развивая инициативность и самостоятельность в детстве, мы помогаем ребенку стать активным и успешным членом общества, способным справляться с жизненными задачами и преодолевать трудности.

Библиографический список

1. Илюхина Ю.В. «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов: учебно-методическое пособие / Ю.В. Илюхина. – Краснодар: Экоинвест, 2022. – 250 с.: ил.

2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — С. 336.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 (последняя редакция) // Система Гарант: официальный сайт. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/10:4 (дата обращения 02.11.2023) – Режим доступа: свободный.
2023