Библиографическое описание:
Афанасьева Е.М. Формы дворянского досуга в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Дворянский быт XIX века включал в себя любительские спектакли и домашние постановки. Процесс приобщения привилегированного общества к профессиональному театру свидетельствовал о стремлении осмыслить законы жизни дворянского общества через призму условных форм театрального спектакля - маскарада, кукольной комедии и балагана. Постановка спектакля выполняла досуговую, воспитательную, образовательную и творческую функции.
Явление салонной культуры России зарождалось в Европе. На таких мероприятиях серьезные интересы посетителей соединялись с различными формами досуговой деятельности. Популярностью пользовались словесные и подвижные игры. [3].
К спортивным формам досуга аристократии принадлежал конный спорт. Офицерские турниры и конные игры стали проводить в России с 1820 года. Самым распространенным видом скачек являлся «стипль-чез».
Охота являлась важной частью досуга дворян. Данное увлечение требовало особого внимания не только к охотничьим сборам, но и к системе законов, которым учили с детства.
Балы появились в России при Петре I в 1718 году и с тех пор стали представлять собой одну из форм досуга русских дворян. Данное мероприятие считалось основой светского быта и являлось неотъемлемой частью жизни каждого дворянина. Под балом понимался танцевальный вечер, сопровождаемый ужином и различными играми[1].
Рассмотрим подробнее одну из форм дворянского досуга, существовавшую во второй половине XIX века. Карточная игра, по мнению Ю. М. Лотмана, выполняла двоякую роль. С одной стороны, она предполагала именно игру, неотъемлемой частью которой была конфликтная ситуация между фигурами карт. С другой стороны, карты использовались при гадании. Данный вид игры можно было разделить по смысловому характеру на «коммерческие» и «азартные» [2].
В XIX веке карточная игра представляла развитую и распространенную форму досуга. Около умелого банкомета собирались опытные игроки, но даже в честной игре для понтера безразличный банкомет представлял собой образ судьбы. Это глубоко раскрывается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», когда в карты играют Федор Долохов и Николай Ростов.
Писатель показывает читателю Долохова как честного игрока, однако автор подчеркивает «демонизм» в его поведении. Он проявляется в специально созданной писателем атмосфере: «Игра продолжалась; лакей, не переставая, разносил шампанское» [4;78]. На этом фоне Долохов нагнетает Ростову психологическое состояние боязни игры и самого себя: «Так ты не боишься со мной играть? - повторил Долохов…»[4;78]. Угнетающая атмосфера карточной игры сужает сознание Ростова, поэтому главный герой начинает обращать внимание лишь на руки Долохова, беспрестанно мечущие банк. «Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостные, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки…», - пишет Толстой [4;79]. Такая художественная деталь, как «ширококостные, красноватые руки» говорит о том, что Ростов полностью находится под влиянием и контролем его соперника Долохова.
Ростов на протяжении всей игры не понимает, за что Долохов сводит с ним счеты. Внутреннее беспокойство Николая Ростова по поводу дружбы с Долоховым и своей дальнейшей жизни писатель создает при помощи такого литературного приема, как явный психологизм, который проявляется во внутренних монологах героя: «Не может же он желать моей гибели? Ведь он друг мне. Ведь я его любил...» [4;79]. Ростов во время игры претерпевает эмоциональное потрясение, для него жизнь словно разделяется на «до» и «после». Главный герой начинает с трепетом вспоминать все светлые мгновения своей жизни и теперь начинает воспринимать ее как главную ценность своего существования.
По завершении партии Долохов выигрывает у Ростова большую сумму денег. Такое поведение было свойственно бретеру, поэтому Л. Н. Толстой показывает психологию романтика банкомета. Долохов, захватив власть над волей Ростова, испытывает двойную радость: мстит сопернику и одновременно насыщает романтическую жажду власти через психологическое подавление другой личности.
Л. Н. Толстой неслучайно соединяет форму дворянского досуга с конфликтной ситуацией, возникшей между героями. Через данный эпизод писатель с помощью приема контраста стремится показать отрицательные черты в характере Долохова и положительные в характере Ростова.
Таким образом, для Долохова карточный досуг представляет собой не коммерческий интерес, а психологическую разрядку, жертвой которой оказывается его близкий друг. Герой в процессе игры воплощает в реальность жажду мести из-за несостоявшихся отношений с Соней[2].
Список литературы:1. Захарова О. Ю. Бальная эпоха первой половины ХIX века. Героям 1812 года посвящается / О.Ю. Захарова. - Москва.: ЗАО Издательство Центполиграф, 2012. – 310 с.
2. Лотман. Ю.М. Быт и традиции русского дворянства / Ю.М. Лотман. - Санкт -Петербург.:"Искусство - СПБ", 1994. - 194 с.
3. Палий Е.Н. Русский дворянский двор XIX в // Вестник ТГУ. Философия, социология и культурология. - Томск., №1, 2009. С 154 - 158.
4. Толстой Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой. - Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. - Москва.: "Лексика", 1996.
Афанасьева Е.М. Формы дворянского досуга в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Дворянский быт XIX века включал в себя любительские спектакли и домашние постановки. Процесс приобщения привилегированного общества к профессиональному театру свидетельствовал о стремлении осмыслить законы жизни дворянского общества через призму условных форм театрального спектакля - маскарада, кукольной комедии и балагана. Постановка спектакля выполняла досуговую, воспитательную, образовательную и творческую функции.
Явление салонной культуры России зарождалось в Европе. На таких мероприятиях серьезные интересы посетителей соединялись с различными формами досуговой деятельности. Популярностью пользовались словесные и подвижные игры. [3].
К спортивным формам досуга аристократии принадлежал конный спорт. Офицерские турниры и конные игры стали проводить в России с 1820 года. Самым распространенным видом скачек являлся «стипль-чез».
Охота являлась важной частью досуга дворян. Данное увлечение требовало особого внимания не только к охотничьим сборам, но и к системе законов, которым учили с детства.
Балы появились в России при Петре I в 1718 году и с тех пор стали представлять собой одну из форм досуга русских дворян. Данное мероприятие считалось основой светского быта и являлось неотъемлемой частью жизни каждого дворянина. Под балом понимался танцевальный вечер, сопровождаемый ужином и различными играми[1].
Рассмотрим подробнее одну из форм дворянского досуга, существовавшую во второй половине XIX века. Карточная игра, по мнению Ю. М. Лотмана, выполняла двоякую роль. С одной стороны, она предполагала именно игру, неотъемлемой частью которой была конфликтная ситуация между фигурами карт. С другой стороны, карты использовались при гадании. Данный вид игры можно было разделить по смысловому характеру на «коммерческие» и «азартные» [2].
В XIX веке карточная игра представляла развитую и распространенную форму досуга. Около умелого банкомета собирались опытные игроки, но даже в честной игре для понтера безразличный банкомет представлял собой образ судьбы. Это глубоко раскрывается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», когда в карты играют Федор Долохов и Николай Ростов.
Писатель показывает читателю Долохова как честного игрока, однако автор подчеркивает «демонизм» в его поведении. Он проявляется в специально созданной писателем атмосфере: «Игра продолжалась; лакей, не переставая, разносил шампанское» [4;78]. На этом фоне Долохов нагнетает Ростову психологическое состояние боязни игры и самого себя: «Так ты не боишься со мной играть? - повторил Долохов…»[4;78]. Угнетающая атмосфера карточной игры сужает сознание Ростова, поэтому главный герой начинает обращать внимание лишь на руки Долохова, беспрестанно мечущие банк. «Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостные, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки…», - пишет Толстой [4;79]. Такая художественная деталь, как «ширококостные, красноватые руки» говорит о том, что Ростов полностью находится под влиянием и контролем его соперника Долохова.
Ростов на протяжении всей игры не понимает, за что Долохов сводит с ним счеты. Внутреннее беспокойство Николая Ростова по поводу дружбы с Долоховым и своей дальнейшей жизни писатель создает при помощи такого литературного приема, как явный психологизм, который проявляется во внутренних монологах героя: «Не может же он желать моей гибели? Ведь он друг мне. Ведь я его любил...» [4;79]. Ростов во время игры претерпевает эмоциональное потрясение, для него жизнь словно разделяется на «до» и «после». Главный герой начинает с трепетом вспоминать все светлые мгновения своей жизни и теперь начинает воспринимать ее как главную ценность своего существования.
По завершении партии Долохов выигрывает у Ростова большую сумму денег. Такое поведение было свойственно бретеру, поэтому Л. Н. Толстой показывает психологию романтика банкомета. Долохов, захватив власть над волей Ростова, испытывает двойную радость: мстит сопернику и одновременно насыщает романтическую жажду власти через психологическое подавление другой личности.
Л. Н. Толстой неслучайно соединяет форму дворянского досуга с конфликтной ситуацией, возникшей между героями. Через данный эпизод писатель с помощью приема контраста стремится показать отрицательные черты в характере Долохова и положительные в характере Ростова.
Таким образом, для Долохова карточный досуг представляет собой не коммерческий интерес, а психологическую разрядку, жертвой которой оказывается его близкий друг. Герой в процессе игры воплощает в реальность жажду мести из-за несостоявшихся отношений с Соней[2].
Список литературы:1. Захарова О. Ю. Бальная эпоха первой половины ХIX века. Героям 1812 года посвящается / О.Ю. Захарова. - Москва.: ЗАО Издательство Центполиграф, 2012. – 310 с.
2. Лотман. Ю.М. Быт и традиции русского дворянства / Ю.М. Лотман. - Санкт -Петербург.:"Искусство - СПБ", 1994. - 194 с.
3. Палий Е.Н. Русский дворянский двор XIX в // Вестник ТГУ. Философия, социология и культурология. - Томск., №1, 2009. С 154 - 158.
4. Толстой Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой. - Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. - Москва.: "Лексика", 1996.