Исследовательская и проектная деятельность

Нестерова Н.М. Теоретические основы проблемы развития зрительно-пространственных функций у детей на этапе подготовки к школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Аннотация. В статье отражена теоретическая часть научного исследования, посвященного изучению развитию зрительно-пространственных функций у детей на этапе подготовки к школе.
Ключевые слова: зрительная и пространственная функция, дети дошкольного возраста.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Зрительно-пространственные функции развиваются и формируются в онтогенезе длительное время. Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различия возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различие качеств предметов.
Развитие зрительно-пространственных функций у детей на этапе подготовки к школе – важная предпосылка возможности обучения в школе. Придя в школу, ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в помещении школы и класса, в пространстве листа, рабочей строки и клетки, в структуре буквы и цифры. Становление пространственных функций – длительный и весьма уязвимый процесс. В связи с этим понятна важность ранней диагностики и своевременной коррекции пространственных функций [3].
Со стороны государства проявляется заинтересованность в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, которая отражается в повышении качества дошкольного образования на современном этапе, где есть тому подтверждения. Примером является принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [6].
Современные исследования свидетельствуют о том, что в психолого –
педагогической литературе изучению зрительного восприятия придаётся большое значение. Исключительно важная роль зрительного восприятия для человека определяется тем, что большая часть информации до 90 % поступает именно через эту модальность. Однако при исследовании механизмов трудностей обучения анализу развития зрительных и особенно зрительно – пространственных функций не всегда уделяется достаточное внимание [5].
Как показывает обзор литературных данных, изучение механизмов, то есть первичных факторов, лежащих в основе зрительно – пространственных расстройств, невозможно без их качественного анализа. Только качественный анализ позволяет квалифицировать нарушения зрительно – пространственных функций и отличать их от вторичных расстройств, связанных с недостаточностью других психических процессов.
В настоящее время вопрос о подготовке детей к школе очень широко обсуждается в педагогической и психологической литературе. Многие говорят о том, что всё чаще дети, обладая, казалось бы, достаточным количеством знаний и умений, оказываются не готовыми к обучению в школе по множеству разнообразных причин. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не сформирована мотивационная готовность к школе, то есть желание учиться. Или ребёнок просто не умеет общаться со взрослыми и детьми, проявляя излишнюю застенчивость или, наоборот, развязность. Возможно, он не способен планировать и контролировать свою деятельность, не может подчинить свои желания требованиям взрослого. Возможно, ему сложно связно выразить свои мысли, правильно построить фразу или текст. А может быть, он очень невнимателен [5].
Причин множество и в настоящее время проблема изучения состояния зрительно - пространственных функций у дошкольников является одной из самых актуальных в связи с тем, что недостаточное развитие данных функций может явиться причиной неуспеваемости ребёнка в школе. Исключительная значимость своевременного формирования зрительно -пространственных функций для детского развития, и их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятельности и развитием специфических школьных навыков и умений неоднократно были предметом обсуждения в научно - теоретических и прикладных исследованиях (Б. Г. Ананьева, О. И. Галкиной, А. Р. Лурия, Е. Ф. Рыбалко и др.) [3].
В последних исследованиях (А. В. Семенович, С. О. Умрихин, Б. А. Архипов и др.) [4] указывается, что развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе и познавательной и эмоциональной жизни ребенка. Однако при подготовке детей к школьному обучению внимание развитию пространственных представлений уделяется в связи с формированием математических способностей, а о важности данной работы в связи с профилактикой нарушений письма (дисграфий) только упоминается в работах отдельных исследователей (А. Н. Корнев, О. Б. Иншакова, И. Н. Садовникова, Л. Г. Парамонова).
Отсюда вытекает противоречие: между необходимостью формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условия предупреждения дисграфии и недостаточной разработанностью основных направлений и содержания данной работы [2].
Зрительно – пространственные функции как у взрослых, так и у детей осуществляются при совместном участии двух полушарий, при этом ведущая роль принадлежит правому. Доминирование правого полушария в обеспечении зрительно – пространственных функций обнаруживается при анализе не только 3 постнатальных, но и перинатальных и даже пренатальных поражений правого полушария мозга [2].
О раннем проявлении правополушарной доминантности по зрительно – пространственным функциям свидетельствует и тот факт, что в тех случаях, когда вследствие поражения мозга эти функции развиваются под контролем не правого, а левого полушария мозга, возникает отчётливая недостаточность этих функций.
Бывают такие зрительно – пространственные функции, как: зрительный гнозис, зрительный мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.
В своих исследованиях Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко показали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором 4 пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний и умений, развития мышления [1].
О. И. Галкина [3] отмечает, что только при определённом уровне развития у детей пространственных представлений им доступно дальнейшее усвоение знаний и умений по различным предметам.
Итак, каждая из указанных зрительно – пространственных функций является необходимым и наиболее общим условием предметно – различительной деятельности мозга, обеспечивающим различные существенные стороны единого процесса зрительно – пространственного видения. Расстройство этих функций влечёт за собой разного рода нарушения восприятия в целом.
Несомненно также то, что роль сформированности зрительно – пространственных функций в процессе письма очень велика. Так как нарушение зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений в школьном возрасте может привести к оптической дисграфии, при которой наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, их замены, смешения в процессе письма [2].
Таким образом, зрительно – пространственные функции с полным основанием можно считать значимыми для усвоения школьных знаний, умений и навыков. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребёнка хорошо читать и правильно писать. Причём эти особенности развития ребёнка могут быть не очень явными, заметными.



ЛИТЕРАТУРА:

1.       Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 291с.
2.       Ахутина, Т. В. О зрительно – пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы её коррекции / Т. В. Ахутина, Э. В. Золотаева // Школа здоровья. – 1997. - № 3. - Том 4. – С. 38-42.
3.       Галкина, О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О. И. Галкина. – Москва: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. – 90 с.
4.       Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. – Москва: Академия, 2008. – 232 с.
5.       Сунцова, А. В. Изучаем пространство / А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова. – Москва: Эксмо, 2009. – 295 с.
6.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155 (дата обращения: 20. 10. 2018 г.).
2018