Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Прядехина С. В. Электронные образовательные ресурсы как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка в кадетском училище

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf


В Послании президента Федеральному Собранию 2020 года Владимир Владимирович Путин подчеркнул следующее: «Сейчас практически все школы России подключены к интернету. В 2021 году они должны получить уже не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет, что позволит в полном объёме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребёнка» [3].
Подобный вектор развития был выбран не только в связи с цифровизацией образования как современным средством повышения эффективности педагогического процесса, но и продиктован необходимостью дистанционного обучения в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Однако цифровизация образования не самоцель, это ответ «на запросы и вызовы информационного общества и цифровой экономики» [4, с.20], «совершенствование системы организации учебной деятельности путём трансформации методов и форм преподнесения информации с целью пробуждения у учащихся интереса к получению новых знаний, развития у них творческой активности» [2]. Преподаватель в современном мире должен не просто знать особенности цифрового образовательного процесса, но и эффективно ориентироваться в условиях цифровизации жизни общества, выстраивать систему обучающего контента. «Рост и конкурентоспособность экономики знаний обеспечиваются созданием, распространением и применением знания в форме высокотехнологичной продукции» [1]. Осуществлять образовательный процесс, исследовательскую и проектную деятельность школьников, конструировать индивидуальные образовательные маршруты в сложившихся условиях оказалось невозможно без владения цифровыми инструментами, методиками смешанного обучения, навыками системного анализа информации, без умения эффективно использовать платформы электронных сервисов и навыков онлайн-коммуникации.
2020-ый год особенно остро показал, что причин для цифровой трансформации образования на самом деле больше, чем предполагалось, а электронная платформа ресурсов и инструментов для организации непрерывного и плодотворного взаимодействия между педагогом и обучающимся находится на стадии формирования. Поиск собственного пути обеспечения обратной связи с учениками оказался самым сложным направлением в нынешних условиях ограничительных мер. Анализируя опыт дистанта-2020, каждый коллега-педагог может внести свой вклад в строительство школы будущего.
Цифровая трансформация представляет собой внедрение новых технологий: разработку сайтов, чатботов, приложений, внедрение блокчейнов, подключение к соцсетям; это процесс перевоплощения педагогического опыта в IT-технологии, которые выступают в роли важного инструмента развития мышления. Преимущество трансформации в том, что это некий механизм, особенности конструкции которого заключаются в запрограммированности результата: одно движение – получился робот, другое движение – перед вами автомобиль и наоборот. Этот пример может показаться слишком буквальным, но он как нельзя лучше отображает суть любой педагогической технологии, при реализации которой ожидаемый результат практически гарантирован, однако при трансформации может быть увеличен в несколько раз. Как удерживать интерес к своему предмету и добиваться поставленных образовательных и воспитательных задач в условиях дистанционного обучения, чтобы не ходить по кругу «робот-автомобиль»?
Авторы нашли свой ответ на этот вопрос, разработав авторский дистанционный курс на платформе MOODLE «Русский язык после каникул» для обучающихся 7-х классов. Его изначальной целью была организация комфортного и увлекательного старта обучения и предоставление дополнительного, комплексного и оригинального источника информации для повторения пройденного материала по русскому языку в 5-6-х классах. Дистанционный курс состоит из трёх модулей: 1) «Каникулы продолжаются», 2) «Уроки осени», 3) «Могу, знаю, умею!». Каждый модуль включает тематические занятия, которые объединены ГЛОССАРИЕМ и КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ, что позволяет на любом этапе работы повторить забытое правило и понимать, какой материал требуется знать и какими принципами проверки руководствовался педагог, выставляя отметку.
В связи с организацией дистанционного обучения появилась объективная необходимость в переработке курса, поэтому к заданиям на повторение пройденного в 5-6-х классах был добавлен материал по новым темам 7-го класса из разделов «Причастие» и «Деепричастие". Двадцать пять занятий курса ориентированы на достижение межпредметных и метапредметных результатов и предлагают отправиться на прогулку к морю или по деревенскому простору, в зоопарк или музей. Авторы курса предусмотрели, например, рубрику «Знаете ли Вы, что…», содержащую любопытные факты, подобранные в соответствии с тематикой того или иного занятия. Каждое занятие проиллюстрировано и дополнено видео- и аудиофайлами, позволяющими осуществлять комплексный анализ текста, словарные диктанты, подготовку к написанию изложений в формате ОГЭ, работу с деформированным текстом. Такое построение курса позволило внести ценное разнообразие в ставший привычным круг онлайн-занятий на платформе Microsoft Teams, тестов в Indigo, заданий на сайте «ЯКласс».
Подготовка учащихся к решению различных познавательных и коммуникативных задач, таких, как анализ и понимание текста, классификация и правильное применение изученной информации, была реализована через выполнение упражнений для повторения и закрепления ряда правил по различным разделам грамматики русского языка. Для формирования читательской компетентности обучающиеся получали рекомендации прочтения книг талантливого автора, пишущего о лётчиках и настоящей мужской дружбе, Анатолия Маркуши: «Человек-птица», «В полёт», «Дороге нет конца», «Небо твоё и моё», «Ученик орла».
Иллюстративный и дидактический материал курса успешно использован по ряду тем, как для проведения привычных уроков повторения, так и для изучения нового материала в 6-х классах. Эффективности курсовых занятий способствовало применение различных элементов интерактивной геймификации. Этот приём значительно упростил восприятие и вызвал положительные эмоции учащихся, благодаря более гибкой и доступной подаче учебного материала и чередованию виртуальных путешествий с познавательными рубриками «Кто это?», «Знаете ли Вы, что…», «Объясните, почему…», «Словесное рисование», «Повторим!».

Рисунок 1. Пример задания в рубрике «Знаете ли Вы, что…»

«Знаете ли Вы, что…»

А)Кто это?



А) Ответ: _________________


Б) Ответ: ______________

Проверка: дИкОбраЗ, пИнгвин.

Б) Вставьте нужные буквы.

Д.. к..браз не может потонуть. Это об..ясняется тем, что пустоты его иголок заполнены воздухом.

П..нгвин при линьк.. теря..т все перья сразу. После этого он спокойно стоит среди груды выпавших перьев, пока не разов..ётся новое оп..рение.
Кадеты изучили материал в удобной для них видео, аудио, текстовой форме, осуществляя индивидуальный маршрут, получая знания в удобном для себя темпе, имея возможность просматривать видео или прослушивать аудио несколько раз для лучшего усвоения информации и качественного составления конспектов. Поэтапное усложнение задач на основе приобретённых навыков и чёткое взаимодействие участников курса посредством общего чата позволяло преподавателю отследить и скорректировать деятельность обучающихся в случае возникновения затруднений, осуществлять проведение мини-опросов и интерактивов, приглашать к совместному обсуждению проблемного вопроса, устраивать мини-конкурсы на лучший кластер, самую наглядную схему, уникальный чертёж. Высокая эмоциональная вовлеченность при выполнении заданий курса повысила интерес к изучению предмета и облегчила процесс запоминания правил. Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов обеспечило возможность проведения практико-ориентированных занятий на основе деятельностного подхода, повышения личной заинтересованности обучающихся, уровня восприятия информации и качества обучения.
Всё чаще подчёркивается роль именно педагога-куратора, к которому обращаются по необходимости, но эта необходимость есть всегда, если обеспечен индивидуальный подход к обучению. Опыт внедрения дистанционного курса позволяет педагогу реализовывать собственный профессиональный потенциал, продиктованный и его творческой мыслью, и запросом ученика, и требованиями прогресса.

Список литературы

1.      Говорова Н.В. Экономика знаний: европейские реалии и перспективы.//Современная Европа. – 2006. -№4. – С.110-119.
2.      Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. — 2016. — №6.3. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27234/
3.      Послание президента Федеральному Собранию// URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582
4.      Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации – Изд. Дом ГУ-ВШЭ, М.:2018.-168 с.
2021