НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Барболина Е.И. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи

Библиографическое описание:
Барболина Е.И. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

ü обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

ü познавательные, воспитательные, развивающие;

ü репродуктивные, продуктивные, творческие;

ü коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

ü различают игры с предметами и без предметов;

ü настольно-печатные;

ü уличные, на местности;

ü компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

ü дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

ü развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

ü воспитательные (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

ü социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

ü дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

ü воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

ü в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

ü успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

ü развитие мелкой моторики мышц кистей;

ü развитие координационных способностей;

ü совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

ü формирование фонетического слуха;

ü развитие устной речи;

ü формирование четкости артикуляции;

ü формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

ü поощрения;

ü рассказы, беседы;

ü эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

ü создание проблемной ситуации;

ü демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;

ü встречи со сказочными героями;

ü использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаю игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Библиографический список

1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. 2004. № 2

2. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А. В. Запорожца. М.:Просвещение,1976
2023