Библиографическое описание:
Барболина Е.И. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
ü обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
ü познавательные, воспитательные, развивающие;
ü репродуктивные, продуктивные, творческие;
ü коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
ü различают игры с предметами и без предметов;
ü настольно-печатные;
ü уличные, на местности;
ü компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
ü дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
ü развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
ü воспитательные (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
ü социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
ü дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
ü воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
ü в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
ü успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:
ü развитие мелкой моторики мышц кистей;
ü развитие координационных способностей;
ü совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;
ü формирование фонетического слуха;
ü развитие устной речи;
ü формирование четкости артикуляции;
ü формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.
Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:
ü поощрения;
ü рассказы, беседы;
ü эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
ü создание проблемной ситуации;
ü демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
ü встречи со сказочными героями;
ü использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаю игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Библиографический список
1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. 2004. № 2
2. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А. В. Запорожца. М.:Просвещение,1976
Барболина Е.И. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
ü обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
ü познавательные, воспитательные, развивающие;
ü репродуктивные, продуктивные, творческие;
ü коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
ü различают игры с предметами и без предметов;
ü настольно-печатные;
ü уличные, на местности;
ü компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
ü дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
ü развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
ü воспитательные (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
ü социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
ü дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
ü воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
ü в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
ü успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:
ü развитие мелкой моторики мышц кистей;
ü развитие координационных способностей;
ü совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;
ü формирование фонетического слуха;
ü развитие устной речи;
ü формирование четкости артикуляции;
ü формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.
Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:
ü поощрения;
ü рассказы, беседы;
ü эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
ü создание проблемной ситуации;
ü демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
ü встречи со сказочными героями;
ü использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаю игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Библиографический список
1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. 2004. № 2
2. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А. В. Запорожца. М.:Просвещение,1976